Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023
Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 123 данных о платежах за жилые помещения..." [7]. Все остальные затраты на программные продукты, которые используются в работе управляющими организациями, нормативно не подтверждены. В Стратегическом направлении цифровой трансформации строительной отрасли и ЖКХ до 2030 г. среди прочих стратегических рисков разработчики отмечают для управляющих орга- низаций следующие: l риск повышения стоимости информационно- го обмена вследствие отсутствия единых стан- дартов данных; l риск получения недостоверных данных для принятия управленческого решения вслед- ствие высокой доли ручного ввода данных и человеческого фактора, отсутствия досто- верных данных (источников) в реальном мас- штабе времени; l риск существенного увеличения трудозатрат в связи с потенциальным ростом объемов обрабатываемой информации; l риск нехватки квалифицированных кадров, способных обеспечить обработку возрастаю- щего объема информационных потоков [8]. Финансовое обеспечение цифровых решений Необходимость использования цифровых реше- ний в повседневной деятельности управляющих организаций является объективно востребован- ной и должна быть финансово обеспечена. Как отмечено в Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства [9], недостаточная эффективность управляющих организаций при обслуживании многоквартир- ных домов обусловлена сложившейся системой ценового регулирования. Проведенный анализ размера платы по област- ным центрам Центрального федерального окру- га (ЦФО) для многоквартирных домов, одина- ковых по техническому исполнению (9-этажный, панельный, со всеми видами благоустройства), показывает, что он варьируется от 14,97 до 23,93 руб. за квадратный метр (рис. 1). При этом состав и объем обязательных работ по дан- ному типу дома единый и регламентированный [10]. Разброс величины оплаты составляет порядка 37%. На основании вышеизложенного можно сде- лать вывод, что система установления размеров платы не имеет экономического обоснования и формируется стихийно. Аналогичный вывод сформулирован и в Стратегии. С одной стороны, сложившаяся величина платы собственников за жилые помещения не позволяет выполнять в необходимом объеме нормативные требования, которые должны соблюдаться управляющими организациями. С другой стороны, объективная необходи- мость использования цифровых продуктов ставит управляющую организацию перед дилеммой: или сокращать собственные расхо- ды на управление за счет оптимизации орга- низационной структуры компании, или же сократить затраты на услуги и работы по содержанию и текущему ремонту общего иму- щества МКД. В аналитической записке к совещанию у президента РФ "О совершенствовании механизмов управления в жилищной сфере" [11] отмечалось следующее: "Не стали эффективным инструментом управле- ния в сфере государственного учета жилищного фонда следующие информа- ционные системы: государственная инфор- мационная система жилищно-коммуналь- ного хозяйства (далее – ГИС – ЖКХ), авто- матизированная информационная система "Реформа ЖКХ" (далее – АИС "Реформа ЖКХ"), федеральная государственная информационная система единого госу- дарственного реестра недвижимости, еди- ная информационная система жилищного строительства…" Как усовершенствовать ГИС ЖКХ Суммируя вышеизложенное, можно предло- жить следующий способ разрешения сложив- шейся проблемной ситуации: усовершенство- вать ГИС ЖКХ до единого, универсального, оптимального и комфортного информационно- го ресурса, который будет использоваться управляющими организациями непосредствен- но в производственном процессе и позволит обеспечить руководителей сферы ЖКХ, отрас- левые службы региона необходимыми данны- ми для реализации успешных бизнес-процес- сов, а также принятия объективных управлен- ческих решений. Ключевые положения: 1. Сохранить востребованный функционал ГИС ЖКХ, добавив сегмент – программный ком- плекс автоматизации бизнес-процессов органи- заций, осуществляющих управление много- квартирными домами. 2. Измененная ГИС ЖКХ должна стать единым программным ресурсом для непосредственной работы отраслевых организаций и служб информационного взаимодействия на основе технологии распределенных баз данных. 3. Обязательными пользователями программ- ного комплекса на безвозмездной основе стано- вятся организации, имеющие лицензию на осу- ществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. 4. Неограниченное масштабирование – под- ключение любого числа региональных участ- ников. 5. К базам данных программного комплекса подключаются органы власти любого уровня, организаций, служб по их функциональной принадлежности как участники информацион- ного обмена. 6. Реализовать принцип непрерывной сквозной автоматизации в режиме реального времени работы организаций, участвующих в управле- нии жилыми домами. 7. Основа комплекса – единая база электрон- ных образов объектов жилищного фонда с детальной информацией об их техническом состоянии, с хронометрическим контролем обновления информации и предикативной ана- литикой их состояния [12]. 8. Накопительная база данных нештатных ситуаций, обращений, предписаний, исполнен- ных работ, услуг по каждому объекту управле- ния как основа итерационного анализа ("обрат- ной связи") и предикативного моделирования состояния объектов управления. 9. На основе предикативной модели – создание экспертных систем поддержки принятия реше- ний для отраслевых организаций-пользовате- лей, их своевременного реагирования. 10. Синхронизация информации, аналогичной по содержанию, степени детализации и перио- дичности, и последующая организация обмена такой информацией между сервисами про- граммного комплекса и внешними информа- ционными системами, многократность их использования. 11. Серверная оптимизация: внедрение "лени- вых запросов", многопоточных и асинхронных вычислений, технологии WebSocket. Принципиальное изменение функционала ГИС ЖКХ позволит свести к минимуму сегодняшние затраты на цифровые технологии управляющих организаций с их перенаправлением на непо- средственное обслуживание домов. Реализация потребует определенной корректи- ровки действующей нормативной правовой базы, но, наш взгляд, это необходимо. n www.secuteck.ru февраль – март 2023 Рис. 1. Размер платы за жилые помещения за 1 кв. м по областным центрам ЦФО Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Список литературы доступен на сайте по QR-коду.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw