Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 124 Николай Махутов Председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., профессор Игорь Розенберг Проректор РУТ (МИИТ), член-корр. РАН, д.т.н., профессор Таисия Шепитько Директор ИПСС РУТ (МИИТ), почетный транспортный строитель, д.т.н., профессор Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук Юрий Писарев Заместитель директора ИПСС РУТ (МИИТ), д.т.н., профессор Александр Чирков Помощник директора ИПСС РУТ (МИИТ) Глеб Зазнов Советник президента ООО "НИЦ ПИ" В настоящее время экспертами отмечается рост рисков природного, техногенного деструктивного воздействия и актов незаконно- го вмешательства (АНВ) на объекты транспорт- ной инфраструктуры (ОТИ) РФ. Прежде всего под угрозой находятся здания и сооружения, обеспечивающие пропуск и обработку грузо- и пассажиропотоков. Про- гнозируется сохранение этой тенденции для всей территории страны в среднесрочной пер- спективе, что требует системных и масштабных мер по противодействию, работы на опереже- ние в условиях высокой неопределенности. Проблемы ОТИ на новых территориях На новых территориях остро обозначилась про- блема ОТИ, поврежденных и разрушенных как в ходе боевых действий, так и из-за сверх- эксплуатации и недоремонта в предыдущие периоды. При этом часть непострадавших объ- ектов не соответствует современным эксплуата- ционным требованиям и не защищена в долж- ной мере от природного, техногенного деструк- тивного воздействия и АНВ. Необходимо опе- ративно принимать продуманные и системные решения о сносе, замене, восстановлении и реконструкции таких объектов, что требует большой работы как по диагностике техниче- ского состояния и защищенности от природно- го, техногенного деструктивного воздействия и АНВ, так и по проектированию, а затем и про- ведению строительных работ. Возрастание значимости систем управления ОТИ Перечисленное многократно повышает требо- вания к качеству и производительности систем управления организаций, ответственных как за техническую и производственную эксплуатацию угрожаемых ОТИ, так и за их проектирование, строительство, капитальный ремонт и модерни- зацию. Чем выше степень неопределенности и потенциальные последствия реализации рисков природного, техногенного деструктивного воз- действия и АНВ на ОТИ, тем выше должен быть уровень управления ими, который определяет- ся уровнем подготовки персонала и его обеспе- ченности соответствующими методами и инструментами принятия решений. Необходимость применения современных подходов Эти задачи и обстоятельства диктуют необходи- мость более широкого применения на практике ряда прогрессивных с позиций противодей- ствия природному, техногенному деструктивно- му воздействию и АНВ на ОТИ подходов: l цифровых инструментов управления компе- тенциями персонала, в том числе обеспечи- вающих формирование на основе непрерыв- ного контроля знаний и навыков индивиду- альных образовательных траекторий каждого руководителя и специалиста и ведения по ним; l использования для оценки технического состояния и защищенности ОТИ мобильных цифровых платформ, построенных на прин- ципах гибридного интеллекта, позволяющих кратно повысить производительность всего диагностического комплекса и снизить требо- вания к квалификации исполнителей и каче- ству измерительных инструментов при прове- дении полевых обследований; l учета требований защищенности и устойчи- вости к природному, техногенному деструк- тивному воздействию и актам незаконного вмешательства (АНВ) уже на стадии проекти- февраль – март 2023 www.secuteck.ru Рис. 1. Элементы стойкости объекта транспортной инфраструктуры Ч ем выше степень неопределенности и потенциальные последствия реализации рисков природного, техногенного деструктивного воздей- ствия и АНВ на ОТИ, тем выше должен быть уровень управления ими, который определяется уровнем подготовки персонала и его обеспечен- ности соответствующими методами и инструментами принятия решений Единый безопасный технологический цифровой контур в сфере транспорта Сегодня перед транспортным комплексом России стоит много задач, в том числе свя- занных с ОТИ на новых территориях. Вопрос обеспечения безопасности транспортной инфраструктуры как никогда актуален для всей страны. В статье рассматривается комплексный подход, с использованием самых современных технологий, к решению этой проблемы

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw