Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 126 Стойкость ОТИ Стойкость ОТИ – это его способность как техни- ческой системы (то есть целого) целенаправ- ленно: l сопротивляться (поддерживать функции и структуру); l абсорбировать (амортизировать) кратко- временные воздействия опасных факто- ров, восстанавливаться после их воздей- ствия; l адаптироваться к запроектным воздей- ствиям, которые могут нанести неприемле- мый ущерб жизни или здоровью людей и/или привести к повреждениям или раз- рушению системы ОТИ или его компонент на жизненном цикле. Характеристиками для измерения стойкости ОТИ являются: l компоненты ОТИ как системы; l тактико-технические параметры ОТИ; l сценарий и возмущения, в том числе АНВ; l взаимозависимости компонентов ОТИ; l уязвимости компонентов ОТИ к угрозам; l адаптационные возможности ОТИ; l совместное осознание ситуации (в частности, в процессе и после АНВ). Управление стойкостью и управление рисками на ОТИ представлено на рис. 3. Мероприятия для минимизации и устранения рисков Для минимизации рисков и их устранения при- меняется комплекс мероприятий (рис. 4). В процессе их реализации широко исполь- зуется прогнозная аналитика, которая поз- воляет делать прогнозы относительно пове- дения элементов ОТИ в будущем с примене- нием искусственного интеллекта, интеллек- туального анализа данных, машинного обучения, моделирования и статистики. Цели построения единого цифрового контура в транспортной сфере Единый безопасный технологический циф- ровой контур в сфере транспорта является единой информационно-телекоммуника- ционной инфраструктурой для предприятий транспортного комплекса. Его создание поз- волит повысить эффективность управления, процессов обследования территорий под восстановление ОТИ, их проектирования, строительства и эксплуатации. Цель построе- ния в транспортном комплексе такого конту- ра – создание единого информационного пространства, унифицированной защищен- ной информационно-телекоммуникацион- ной инфраструктуры, сертифицированной в системе ФСТЭК России, внедрение единых подходов в сфере обработки, хранения и передачи данных, аппаратного и про- граммного оснащения предприятий транс- порта, их обеспечение необходимыми вычислительными мощностями. Создание единого цифрового контура призвано повы- сить эффективность предприятий транспорт- ной отрасли, ускорить сроки восстановления и развития ОТИ, улучшить качество и культу- ру их безопасности. Формирование единой информационно-теле- коммуникационной инфраструктуры является одним из трендов для крупных интегрирован- ных структур, к числу которых относится транспортный комплекс. Это дает возмож- ность унифицировать подходы и решения для повышения эффективности взаимодействия между предприятиями и качества управления. Внедрение отечественного ПО обеспечит сохранность данных и повысит информацион- ную безопасность транспортного комплекса. В перспективе развитие единого безопасного технологического цифрового контура позво- лит организовать работу облачных сервисов с использованием ресурсов сети геораспреде- ленных дата-центров для высоконагруженных приложений и сложных математических вычислений. Значение единого цифрового контура для новых территорий Наработками созданных в сфере транспорта клиентоцентричных сервисов единого без- опасного технологического цифрового конту- ра смогут воспользоваться разработчики на новых территориях. В этих регионах с практи- чески отсутствующей ИТ-инфраструктурой и нулевым уровнем цифровизации единый без- опасный технологический цифровой контур станет важным подспорьем для восстановле- ния транспортной инфраструктуры. Важней- шим обстоятельством является то, что единый безопасный технологический цифровой кон- тур создается не просто по принципу автома- тизации текущей деятельности транспортного комплекса, а с учетом его взаимодействия с "соседними" комплексами – промышленным, ЖКХ и т.п. При восстановлении и развитии транспортно- го комплекса с соблюдением требований транспортной безопасности, защиты от угроз террористического характера и несанкциони- рованного вторжения использование единого безопасного технологического цифрового контура может существенно сократить путь перспективных разработок, создаст конку- рентную среду и даст возможность уйти от повторных заказов на разработку одного и того же функционала. Все это позволит обеспечить необходимые надзор и контроль, безопасность и сервисную поддержку всей технологической, информа- ционной и телекоммуникационной инфра- структуры транспортного комплекса. n февраль – март 2023 www.secuteck.ru Рис. 4. Комплекс мероприятий для минимизации и устранения рисков Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru С оздание единого цифрового контура призвано повысить эффек- тивность предприятий транспортной отрасли, ускорить сроки вос- становления и развития ОТИ, улучшить качество и культуру их без- опасности

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw