Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 58 Р еагировать на инциденты в пределах ско- ростных дорог необходимо с максимальной оперативностью: в зависимости от ситуации направить наряд, скорую помощь, полицию или эвакуатор. Человеческих ресурсов недостаточно для круглосуточного качественного наблюдения за каждым участком скоростных дорог на всем их протяжении. Уже через 20 мин. пристально- го контроля за происходящим на экранах боль- шинство операторов снижают концентрацию, и повышается шанс упустить важное событие. Что может видеоаналитика? С помощью видеоаналитики можно следить за магистралями 24/7, мгновенно определять возникновение инцидента, классифицировать его и информировать дежурного оператора для принятия решения о необходимых действиях. Переложив основные функции наблюдения на программно-аппаратный комплекс интеллекту- ального видеоанализа, оператору нужно лишь реагировать на возникшие нештатные ситуации, без пристального контроля каждой из зон наблюдения. В случае произошедшего инци- дента благодаря видеоаналитике поиск необхо- димого фрагмента в архиве по событиям зай- мет существенно меньше времени, чем при линейном поиске нужного фрагмента. Принцип работы программно- аппаратного комплекса Видеоаналитика – это программное обеспече- ние для работы с видеоконтентом. В его осно- ве лежит комплекс алгоритмов машинного зрения, позволяющих вести видеомониторинг и производить анализ данных без прямого участия человека. Технология представляет собой методы компьютерного зрения для автоматизированного получения различных данных на основании анализа последователь- ности изображений, поступающих с видеока- мер в режиме реального времени или из архивных записей. Принцип работы таков: система подключается к установленным вдоль магистрали камерам видеонаблюдения. Кадры, поступающие с видеокамер, обрабатываются системой видеоаналитики и определяют различные объекты – машины, грузовики, людей, малые архитектурные формы (МАФ) и др., после чего найденные объекты проецируются на дорогу с разметкой. февраль – март 2023 www.secuteck.ru Валентин Подловченко Генеральный директор "Мегаполис Информационные Технологии" Рис. 1. Примеры работы системы видеоаналитики с подсчетом автотранспорта, распознаванием инцидентов и сбором данных для аналитики Нейросетевая видеоаналитика на скоростных магистралях Средняя скорость движения автомобилей по магистралям существенно превышает таковую в пределах населенных пунктов. Отсутствие светофоров, лежачих полицей- ских и других факторов, регулярно снижающих скорость потока, делают аварии на магистралях особенно опасными. Даже небольшое ДТП с участием двух автомоби- лей со временем может разрастись до 4–5 и более машин. Многие водители часто не задумываются об опасности и покидают транспортные средства, чтобы оценить ущерб имуществу, из-за чего сильно возрастает вероятность человеческих жертв З а последний год угроза диверсий на объектах пере- шла из разряда маловероятных к совершенно реаль- ной. Наиболее рас- пространенными средствами пора- жения стали удар- ные беспилотники. Борьба с дронами – это комплекс мероприя- тий, включающих в себя раннее обнаружение и эффективное поражение и/или нарушение либо перехват управления аппаратом сред- ствами радиоэлектронной борьбы. И конечно, упреждающие оперативные мероприятия в тех случаях, когда запуск беспилотных аппаратов производится с нашей территории. Роль видеонаблюдения здесь невелика – мак- симум в качестве дополнительного средства обнаружения аппаратов в непосредственной близости от объекта. Другими словами, последний рубеж обороны, который вступает в дело, когда основные силы и средства проти- водействия не справились с задачей. Надо при- знать, что в этом случае времени на поражение дрона практически не останется. Ведь попасть в малоразмерную, движущуюся на минималь- ном расстоянии цель – задача непростая как для человека, так и для автоматики. Более эффективным кажется вариант радио- электронного подавления (РЭП), когда при обнаружении беспилотника подается команда на постановку активных помех в заданном сек- торе для прерывания связи между беспилот- ником и удаленным пунктом управления. Сек- тор постановки помех может быть достаточно широким, вплоть до кругового, то есть не нужно будет тратить драгоценные секунды на точный расчет местоположения цели, а частот- ный диапазон РЭП должен гарантированно перекрывать частоты дистанционного управле- ния беспилотником, но минимально мешать собственным радиоэлектронным средствам. При этом, разумеется, необходим программ- ный модуль видеонаблюдения, однозначно определяющий наличие в поле зрения беспи- лотника. Постоянная работа активных систем РЭП на большинстве объектов практически невозможна, так как будет блокировать рабо- ту средств связи и других радиоэлектронных систем на объекте, а связка с периметраль- ным видеонаблюдением позволит включать средства РЭП только в нужное время и в нуж- ном месте. Михаил Арсентьев Редактор раздела "Видеонаблюдение", коммерческий директор ООО "Артсек" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Видеонаблюдение на критически важных объектах

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw