Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

О Х Р А Н Н А Я И П О Ж А Р Н А Я С И Г Н А Л И З А Ц И И . П О Ж А Р Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь 75 внимание экспертами при исследовании раз- личных вопросов, если таковые будут присут- ствовать в материалах, представленных на исследование. Ошибка № 4. "Зачем страховать объект защиты? Страховая компания все равно не выплатит" Для того чтобы страховая компания выполни- ла условия договора страхования, страхую- щаяся сторона должна до наступления страхо- вого случая выполнить условия договора. К примеру: l поручить штатному сотруднику или нанять стороннего специалиста для изучения усло- вий договора и правил страхования до момента подписания договора страхования, обсудить или получить разъяснения по усло- виям договора, которые непонятны или ущемляют интересы страхующейся стороны; l назначить ответственное лицо, которое в слу- чае наступления страхового случая выполнит определенный алгоритм, указанный в дого- воре; l собрать и предоставить документы согласно заключаемому договору. Суд всегда будет на стороне страхователя (полисодержателя) в случае соблюдения им всех условий договора. То, что у страховых ком- паний все выстроено так, чтобы они ничего не выплачивали, – это миф. Что делать, если пожар все-таки случился? В случае пожара сложно сохранять спокойствие и ясность ума, но если руководитель или долж- ностное лицо не хочет усугубить и без того крайне кризисную ситуацию, то необходимо избежать ряда ошибок. Ошибка № 1. "Доказательства должны собирать дознаватели и следователи" Самое важное для руководителя в случае пожара – это как можно скорее самостоя- тельно понять, что и вследствие чего про- изошло, и спрогнозировать, как дальше будут развиваться события. Таким образом, руководитель или ответственное должност- ное лицо является ключевым "заинтересан- том" в самом полном объеме сбора доказа- тельств. Ошибочно ожидать, что кто-то за вас это сделает. Следователь и дознаватель пре- красно знают, что делать для выполнения своей функции. Но "дело помощи утопаю- щим – дело рук самих утопающих", поэтому в идеале к организации работы в части обес- печения сбора доказательств надо подгото- виться заблаговременно. Должны быть про- работаны протоколы действий, назначены ответственные лица, определено, что являет- ся результатом обеспечения доказательств, а также порядок хранения или передачи в надзорные и следственные органы получен- ного результата. В случае необходимости привлекайте внешних специалистов. Важно помнить, что расследование пожара начина- ется с момента его возникновения. Ошибка № 2. Необдуманность Речь идет о том, что как сам руководитель, так и его подчиненные, будучи в различных некон- структивных, стрессовых эмоциональных состояниях на месте пожара, могут проявить необдуманность в каких-либо высказываниях, суждениях, действиях при общении с долж- ностными лицами, находящимися при исполне- нии своих служебных обязанностей. Все это зачастую фиксируется и в дальнейшем может быть использовано против руководителей и ответственных должностных лиц. Рекоменду- ется заблаговременно продумать алгоритм поведения как самого руководителя, так и под- чиненных на период возможного происше- ствия. Ошибка № 3. Не ведется хронология действий должностных и иных лиц при тушении пожара и его расследовании В моей практике такую полную хронологию мне смогли предоставить только один раз. В ней были перечислены действия основных лиц персонала с момента возникновения пожара до прибытия подразделений пожар- ной охраны, действия сотрудников пожар- ной охраны в момент тушения, действия дознавателя как на месте пожара, так и последующие его действия в рамках про- верочных действий, действия арендаторов. Хронология подкреплялась документами, фото- и видеоматериалами. Такой подход и организация процесса позволили опера- тивно оценить юридическую и экспертную перспективу, сэкономить время на сбор и анализ необходимой информации. Ошибка № 4. Советчики и их вредные советы В первые моменты после возникновения пожа- ра руководители пытаются спрогнозировать, какие могут быть последствия от ЧП и что надо сделать, чтобы эти последствия минимизиро- вать в отношении себя и своего предприятия. Соответственно, идет обмен информацией со знакомыми и поиск каких-то решений. На дан- ном этапе велика вероятность получить совет от абсолютно некомпетентных людей, а еще хуже – слепо начать им следовать. Рекоменду- ется заранее озаботиться поиском контактов профильных юристов и специалистов и дей- ствовать с учетом их профессиональных реко- мендаций. Ошибки после пожара Ошибка № 1. Выбор юриста с несоответствующей квалификацией Неоднократно сталкивался с ситуацией, когда есть перспектива по делу и она вроде бы очевидна для специалиста, но представи- тель стороны просто "топит" своего доверите- ля, чаще всего по незнанию и отсутствию опыта в данной области. Руководители и ответственные должностные лица должны осознать, что ЧП уже произошло, общий про- гноз движения дел, сопряженных с данным пожаром, понятен, как и понятны перспекти- вы уголовного, гражданского или арбитраж- ного дела. Исходя из этого, при выборе спе- циалистов необходимо обратить внимание на их образование и квалификацию, практи- ческий опыт, проанализировать этот опыт и разбить работу с ними на этапы. От неквали- фицированных действий и решений нанятых вами специалистов пострадают в первую оче- редь руководитель или ответственные долж- ностные лица. Ошибка № 2. Отсутствует понимание значимости экспертизы Необходимо понимать, что экспертиза, в особенности если она еще и судебная, – это одно из возможных и очень значимых дока- зательств по рассматриваемому делу. Очень важно серьезно отнестись к выбору эксперт- ной организации, квалификации нанимае- мых экспертов и постановке вопросов по их разрешению. Необходимо тщательно проду- мать вопросы, проанализировать материа- лы, которые будут исследоваться, обратить внимание на бизнес-досье экспертной орга- низации, квалификацию и репутацию экс- пертов. Ошибка № 3. Отсутствует контроль состояния расследования пожара Руководителю (ответственному должностному лицу) крайне важно знать, что и на какой ста- дии расследования происходит. Расследова- ние происшествия – это живой организм, в его процессе могут появиться вновь открыв- шиеся обстоятельства, и зачастую реагировать на эти обстоятельства необходимо в самые кратчайшие сроки. Алгоритм данного контро- ля должен быть также разработан заблаговре- менно, а его соблюдение поручено доверен- ному лицу. Ошибка № 4. Слабая оценка перспективы судебного процесса Если есть возможность решать споры в досу- дебном порядке, лучше эту возможность использовать. Но к досудебному общению также необходимо подготовиться, не говоря уже про судебное. Необходимо обсудить с квалифицированными юристами перспекти- ву судебного процесса, тщательно проанали- зировать судебную практику, имеющиеся доказательства, доводы, финансовые воз- можности выдержать судебное разбиратель- ство. Необходимо руководствоваться прави- лом "эмоции в сторону, только холодный расчет". Алгоритм действия при возникновении пожара Надеюсь, что ни у кого, кто прочел этот текст, никогда не возникнет необходимость восполь- зоваться расписанными в нем советами на собственной практике. Если же это произойдет, для удобства стоит запомнить алгоритм дей- ствия при возникновении пожара по аналогии с "если у вас что-то заболело": l "скорая помощь" – вызов специалистов, кото- рые помогут не совершить ошибок в начале; l "диагностика, анализы" – на основании полу- ченных данных есть вероятность поставить правильный "диагноз"; l "составление плана лечения" – спокойно определиться, что делать и в какой последо- вательности; l "лечение" – реализация "плана лечения"; l "профилактика" – анализ ошибок, которые привели к негативным последствиям, и раз- работка мер по недопущению повторения впредь этих ошибок. n www.secuteck.ru февраль – март 2023 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw