Журнал "Системы Безопасности" № 1‘2023

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 95 Николай Махутов Председатель комиссии РАН по техногенной безопасности, председатель секции по безопасности Экспертного совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член- корреспондент РАН, д.т.н., профессор Игорь Розенберг Проректор РУТ (МИИТ), член- корреспондент РАН, д.т.н., профессор Таисия Шепитько Директор ИПСС РУТ (МИИТ), Почетный транспортный строитель, д.т.н., профессор Владимир Балановский Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук Юрий Писарев Заместитель директора ИПСС РУТ (МИИТ), д.т.н., профессор Александр Чирков Помощник директора ИПСС РУТ (МИИТ) Михаил Петров Руководитель проектного офиса ТВЭЛ ГК "Росатом" В несение существенных изменений в ТИМ связано с тем, что в настоящее время воз- росли риски и угрозы военного и террористи- ческого характера. Они реализуются в форме актов незаконного вмешательства (АНВ) на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ). Риск-ориентированные технологии информа- ционного моделирования (РО ТИМ) объектов транспортной инфраструктуры являются осно- вой для объединения проектных решений и мероприятий, направленных на обеспечение транспортной безопасности, защиты от воен- ных, террористических угроз и несанкциониро- ванного вторжения. Они предусматривают теку- щий контроль за соблюдением их требований на подготовительном этапе, этапах проектиро- вания, строительства, эксплуатации ОТИ и могут быть использованы в целях улучшения эффек- тивности контрольно-надзорной деятельности. Главные функции риск- ориентированного информационного моделирования Риск-ориентированная технология информа- ционного моделирования предназначена для решения многоцелевой задачи с учетом возни- кающих и развивающихся неопределенностей, новых поворотов в проблеме обеспечения без- опасности объекта транспортной инфраструкту- ры. РО ТИМ реализуется аппаратно-программ- ным технологическим и надзорным комплек- сом, обеспечивающим разработку ОТИ на всех этапах жизненного цикла: подготовительном, проектирования, строительства, эксплуатации. Этот комплекс включает в себя специальные модули, осуществляющие текущий контроль на предмет соблюдения требований транспортной безопасности, защиты от военных, террористи- ческих угроз и несанкционированного вторже- ния в новых условиях изменения психологии людей и возникновения интеллектуального тер- роризма. Риск-ориентированный подход пронизывает всю цепочку принятия решений от выбора объ- екта транспортной инфраструктуры для прове- дения пионерных работ, далее – выбора наи- лучших практик (технологий), конкретных решений (включая оборудование), технологий и организации их реализации, выработки мероприятий по оперативному реагированию сил безопасности на входящие сигналы об опасности от средств контроля безопасности, а также персонала объекта транспортной инфраструктуры. Риск-ориентированная технология информа- ционного моделирования является цифровой инструментальной платформой, стержнем, объединяющим сквозные цифровые техноло- гии – ключевые направления, обеспечивающие создание инновационных высокотехнологич- ных продуктов и сервисов, наиболее сильно влияющих на развитие транспортного комплек- са РФ. К ним относятся большие данные, блок- чейн, искусственный интеллект, квантовые тех- нологии, робототехника, беспроводная связь, промышленный Интернет, виртуальная и дополненная реальность, новые производ- ственные технологии. РО ТИМ в сфере транс- порта РФ представляет собой основу для выра- ботки решений и ускоряет их разработку. Она повышает качество транспортной безопасности, антитеррористической защищенности и проти- водействия несанкционированному проникно- вению с помощью использования типовых функций и интерфейсов для обработки инфор- мации на базе сквозной технологии работы с данными, инструментов разработки и отладки прикладных программных или программно- аппаратных инструментов, реализации надзор- ных функций. Риск-ориентированная технология информа- ционного моделирования как цифровая инструментальная платформа является про- граммной средой, в которой аппаратные сред- ства интегрируются с прикладными решениями, повышающими их эффективность. Это аппарат- но-программный технологический и надзорный комплекс, сложная информационная система, обеспечивающая выполнение функций взаимо- www.secuteck.ru февраль – март 2023 ttps://pxhere.com Лучшие практики для защиты объектов транспортной инфраструктуры в условиях высокого уровня рисков и угроз Согласно Стратегии национальной безопасности РФ (Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400) одним из национальных интересов является устойчивое развитие экономики на новой технологической основе с широким использованием лучших практик 1 . В продолжение предложений президента РФ Владимира Путина развитие и восстановление транспортной инфраструктуры должно рассматриваться как прио- ритетная задача воссоздания российской инженерной школы и развития националь- ной программы "Цифровая экономика". Этим требованиям наиболее полно отвечает риск-ориентированное информационное моделирование с применением ГИС, соз- данное на базе информационного моделирования 1 Лучшие практики – формализация уникальных методов и инструментов, принципов и действий, которые приводят к наиболее эффективному результату в одном месте, но могут быть эффективны и в другом.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw