PublicatioЖурнал "Системы Безопасности" № 2‘2018

A L L - O V E R - I P n w w w . a l l - o v e r - i p . r u 68 находятся на стадии "отрицания". В Китае же, по мнению многих жителей, уже наступила так назы- ваемая стадия принятия. И, как следствие, насе- ление Китая чувствует себя более защищенным, ибо большинство китайских граждан уверено, что если ты не преступник, то и скрывать тебе должно быть нечего. Кратко их отношение к этой пробле- ме можно выразить цитатой, принадлежащей одному из руководителей крупной китайской компании: "Что бы человек ни совершил, какое бы преступление ни произошло – с повсеместно установленными камерами видеонаблюдения ты можешь быть уверен на все 100%, что преступник будет пойман и наказан". В данный момент мир в широком смысле этого слова, по ощущениям, уже в целом находится ближе к стадии "торг". Илья Яськов На мой взгляд, необходимо, с одной стороны, строгое регулирование доступа к видеомате- риалам, с другой – ужесточение ответственно- сти за их несанкционированное использование. Евгений Озеров Сбор данных должен быть максимально авто- матизирован и обезличен. Необходимы строгий контроль хранения и использования получен- ной информации, регистрация действий поль- зователей городской системы видеонаблюде- ния, отчетность руководителей заинтересован- ных служб об использовании данных в служеб- ной деятельности. Надежда Федина Обеспечить безопасность, исключив вмеша- тельство в личную жизнь, невозможно. Напри- мер, возьмем такое понятие, как подозритель- ная личность. Оно говорит о том, что этот чело- век ни перед кем и ни в чем не виноват, просто выглядит или ведет себя не так, как мы привык- ли. Но это уже позволяет проверить его доку- менты или отправить на досмотр. При этом о балансе говорить трудно, ведь тут у каждого свое мнение. Кто-то считает досмотр женской сумочки преступлением, кто-то при- ветствует личный досмотр женщин в хиджабе. Думаю, что ограничить вмешательство в личную жизнь со стороны специальных служб невоз- можно. Это ограничение должно быть сделано только со стороны обычных пользователей. Я считаю категорически неприемлемым предо- ставление широкого доступа к системам город- ского видеонаблюдения. Человек может полу- чать доступ только к тем участкам, которые дей- ствительно необходимы ему для обеспечения собственной безопасности, а также безопасно- сти его семьи и имущества. Причем это должно быть сделано по письменному заявлению с обя- зательным описанием причин, по которым человеку нужен доступ к той или иной видео- камере. И предоставление такого доступа обя- зательно должно быть зафиксировано. Евгений Плотников Баланс обеспечивается разделением зон наблюдения. В пределах своей квартиры, дома, участка собственник сам решает, использовать камеры или нет, кому давать доступ к видео в реальном времени и архивам. Публичные же места и зоны массового скопления людей опти- мально контролировать, независимо от частно- го мнения того или иного гражданина. Александр Владимиров Совершенствовать алгоритмы и сценарии интеллектуальной обработки и анализа видео- материала, тем самым снижая необходимость участия людей в процессе обнаружения и пред- отвращения правонарушений, а также в приня- тии решений о силовом реагировании. Дорожные камеры оказывают сдерживающий эффект на води- телей. Возможна ли реализация подобных технологий для повы- шения ответственности пешехо- дов по соблюдению ПДД? Роман Горпинченко Ключевой вопрос в наказании правонарушите- лей – это точная идентификация преступников и средств совершения правонарушений. В части транспортных средств данный вопрос решен с высокой степенью эффективности – определение регистрационных номеров, марки, цвета и типа автомобиля уже является полноценным функ- ционалом систем видеонаблюдения за транс- портными потоками. Однако для пешеходов идентификация серьезно осложнена и, по сути, на данный момент невозможна. Ведь для этого придется как минимум создать базу лиц граждан всей страны и регулярно ее обновлять. Компания Dahua Technology уже реализует проекты для рас- познавания личности, контроля за перемещени- ем лиц, создания базы лиц и т.д. с помощью как программных, так и аппаратных средств, однако такие решения носят локальный характер. Артем Реймер Я считаю, нет, так как в российских реалиях с пешеходов практически нет никакого спроса. Для возможности претворить такой проект в жизнь в наших условиях необходимы инсти- туциональные изменения. Кратко ситуацию можно описать известной фразой: "Суровость закона компенсируется необязательностью его исполнения". Ибо, в отличие от европейского мышления, русский человек никогда не будет соблюдать правила, если можно этого не делать. Поэтому я не верю в возможность реализации подобных технологий для повышения ответ- ственности пешеходов по соблюдению правил дорожного движения в ближайшем будущем. Илья Яськов Эта задача представляется очень сложной как с технической точки зрения, так и с правовой. Установка оборудования, адаптация программ- ных комплексов, создание базы лиц, реализа- ция системы наказания окажутся очень дороги- ми и целесообразными. Немаловажно, что реа- лизация подобной системы вызовет критику со стороны гражданского общества. Евгений Озеров Детектировать сами нарушения на данном этапе уже технически возможно, но идентифи- цировать нарушителя – задача как технически сложная, так и спорная с правовой точки зрения и с точки зрения морали. Ведь такая система может использоваться для неофициальной слежки, что недопустимо. Информацию о нару- шении ПДД пешеходом можно передавать мобильным патрулям – именно они должны выявлять нарушителей. Надежда Федина Автомобили движутся по автодорогам, которые строго очерчены. Устройства контроля за авто- мобилями, как правило, установлены в местах, где нарушения либо наиболее вероятны, либо могут нести серьезные и последствия. Движения пешеходов хаотичны. Они могут переходить дорогу в совершенно неожиданных местах. А ведь в первую очередь необходимо определить именно эти нарушения. Для их выявления необходимо поставить устройства наблюдения по всему периметру дорог, что на сегодняшний день нереально. Но некоторые участки контролировать, конечно, можно. Существует и другая, более серьезная проблема – это идентификация. Если машину мы легко узнаем по автомобильному номеру, то что делать с человеком? Да, есть программы распо- знавания лиц. Но, во-первых, для этого необхо- дима полная база всех людей, живущих в нашей стране, а во-вторых, нужно обеспечить корректный "захват" лица видеокамерой, что не всегда возможно. В итоге это все было бы эффективно, если бы нарушителя задерживали на месте, а видеоза- пись использовали как доказательство. Евгений Плотников Ключевая проблема в использовании камер для контроля передвижения людей заключается в идентификации личности гражданина. Можно зафиксировать нарушение ПДД, но не понять, кто это сделал. В случае с автомобильным транспортом идентификация производится по государственным номерным знакам. Безусловно, инструменты видеоаналитики раз- виваются достаточно активно, и я думаю, что в не столь отдаленном будущем это станет воз- можным. В настоящее время проекты идентификации в потоке людей преступников, находящихся в розыске, уже реализованы во многих странах мира и приносят свою пользу. Александр Владимиров Подобная технология была бы очень полезной, но на текущий момент кажется нереализуемой: пешеходам невозможно выдать номера, чтобы персонифицировать выявленные нарушения. Современные технологии распознавания лиц очень чувствительны к окружающим условиям и при желании могут быть легко саботированы. Кроме того, сложно себе представить необхо- димые вычислительные мощности и каналы передачи данных для распознавания людей по лицам даже в масштабах среднего города. Что уж говорить о мегаполисе! n апрель – май 2018 www.secuteck.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw