PublicatioЖурнал "Системы Безопасности" № 2‘2018

платформа должна передавать данные другой платформе? 4. Как привлечь инвестиции в реализацию и развитие проектов умного города? Документы стратегического планирования помогают администрациям разобраться с дан- ными вопросами. Как технологии умного города позволяют решать задачи социально-экономического развития? На первый вопрос отвечает стратегия умного горо- да, которая разрабатывается с учетом существую- щих нормативных актов на федеральном, регио- нальном, муниципальном уровне, анализа ключе- вых проблем города, которые определяются по результатам диагностики, а также лучших россий- ских и мировых практик, полученных в российских и международных рабочих группах по развитию и стандартизации технологий умного города. При этом такая концепция напрямую связана со стратегией социально-экономического разви- тия города и нацелена на решение ключевых социально-экономических задач. Какой должна быть очередность внедрения решений? Второй вопрос решается в рамках плана реали- зации разработанной стратегии, которая опре- деляет временные этапы внедрения и развития отдельных элементов умного города с учетом актуальности конкретных проблем, существую- щих возможностей финансирования проектов, планов по привлечению инвестиций, техниче- ских сложностей, регуляторных барьеров, кото- рые возникают при внедрении решений, а также готовности рынка к реализации того или иного решения. Например, если у администрации конкретного региона есть желание развивать сеть 5G, то, скорее всего, это не получится, так как на сего- дняшний день нет готовых коммерческих реше- ний по 5G, а также спецификаций и стандартов, по которым такие решения смогли бы работать. Как системы умного города должны взаимодействовать между собой? На этот вопрос отвечает набор согласованных технических заданий для функциональных плат- форм умного города. Такие ТЗ должны состав- ляться с учетом потребностей администрации для решения ключевых задач, а не с учетом тех возможностей, которые предлагают поставщики конкретного решения. Обычно практика пока- зывает, что через определенное время реализо- ванного готового решения недостаточно и необходимо новое, а предыдущее лежит тяжелым грузом на плечах администрации. Технические задания согласованы с самой стра- тегией развития города – существует тесная взаимосвязь между тем, что сам город опреде- лил в качестве ключевых направлений разви- тия, и техническими задачами, требованиями к платформам, которые планируются к внедре- нию. Все платформы и их функции согласованы между собой, определяют порядок взаимодей- ствия и форматы обмена данными и то, как каждая из этих платформ влияет на работу дру- гих. Тем самым обеспечивается их согласован- ность и отсутствие дублирования функций. Как привлечь инвестиции в реализацию и развитие проектов умного города? Решение этого вопроса должны обеспечить биз- нес-модели инвестиционных проектов умного города. Если администрация имеет бюджет на реализацию работ, проблем с поиском постав- щиков и исполнителей не возникает и такие проекты реализуются в рамках ФЗ-44. Если же у администрации денег нет (а эта про- блема является ключевой для большинства небольших муниципалитетов), то встает слож- ная задача привлечения финансов в данные проекты. В небольших городах инвесторы сами по себе не придут, и в этом случае необходимо сформировать для них выгодные и понятные условия. Варианты финансирования проектов умного города могут быть следующими: l муниципальный/региональный/федераль- ный бюджет; l привлечение инвестиций в рамках энергосер- висного контракта (инвестору должно быть понятно, какой объем энергетических ресур- сов будет сэкономлен в рамках внедрения решения умного города и за какой период его инвестиции в развитие этой системы и ее последующую эксплуатацию окупятся); l привлечение инвестиций в рамках концес- сионного соглашения (инвестор должен наглядно видеть, за какой период его инве- стиции в модернизацию системы или реали- зацию новой окупятся за счет права на экс- плуатацию данной системы в будущем); l развитие систем умного города частными компаниями (например, развитие сетей мобильной связи в городах осуществляется операторами связи. Администрации нужно создавать выгодные условия, чтобы такие игроки приходили в города, строили и разви- вали умные системы и предоставляли граж- данам современные услуги). Необходимость стратегических документов При внедрении проектов умного города прежде всего нужно понимать, какие задачи они будут решать. Должна быть выстроена ключевая связь между стратегией социально-экономического развития региона или города с конкретными показателями, по достижению которых оцени- вается деятельность администрации, и система- ми, которые будут способствовать достижению поставленных целей и задач. Набор стратегических документов позволяет администрации города реализовать системный подход в развитии умного города, для того чтобы принятые решения были нацелены на развитие экономики города, повышение каче- ства городских услуг и безопасности жизни. n www.secuteck.ru апрель – май 2018 ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ: AI, IOT, УМНЫЙ ГОРОД w w w . a l l - o v e r - i p . r u n A L L - O V E R - I P 71 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Рис. 1. Взаимодействие систем умного города Рис. 2. Системность – основа успеха

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw