Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е 66 К онечно, можно вспомнить о суровом кли- мате России, о протяженности дорог, о пожилом возрасте большей части автопарка, о невысоком качестве ГСМ на значительной части страны, но, увы, всегда (пока еще) за рулем машин сидят люди, и именно люди попадают в аварии. Чем же смогут помочь нашим людям прогрессивные системы помощи водителю ADAS (Advanced Driver Assistance Systems) в российских реалиях? Пойдем по порядку. Что такое ADAS Прежде всего стоит объяснить, что же это такое. По сути, это технология машинного зрения и видеоанализ. Реализована она может быть как штатная система автомобиля или использо- ваться в установленном на автомобиль видео- регистраторе. В первом случае она информиру- ет водителя об опасных ситуациях, а также может интегрироваться с системами управле- ния автомобиля и в экстренных случаях частич- но принимать на себя управление – тормозить, ускоряться или подруливать, во втором случае только информировать водителя тревожным сигналом и сообщением на экране. Технологии для дорог любого качества Давайте же рассмотрим эти технологии и их применимость на российских дорогах. l FCWS (Forward Collision Warning System) – контроль опасного сближения с впереди иду- щим транспортом. В разных реализациях может работать на разных скоростях. Так как эта технология опирается на мониторинг впе- реди идущего транспорта, то она вполне при- менима в российских условиях. Правда, нужно оговориться: FCWS предупредит вас только об опасном сближении с крупным транспортом (автомобиль, автобус или грузо- вик). Мотоцикл или велосипед FCWS может не заметить. Поэтому нельзя на нее слишком полагаться и отвлекаться от управления. l RCWS (Rear Collision Warning System) – техно- логия аналогична FCWS, но реализуется за счет задних камер/камеры. Является особен- но полезной для крупных автомобилей, гру- зовиков и автобусов. l LDWS (Lane Departure Warning System) – пред- упреждение о съезде с полосы. Технология вполне рабочая, но при условии чистой, осве- щенной дороги с четко нанесенной разметкой. Для LDWS также имеется возможность выбора скоростного диапазона работы. В российских реалиях на нее можно полагаться только на ухо- женных дорогах центрального региона и круп- ных областных центров. Сход с полосы чаще всего случается, когда водитель отвлекается или засыпает за рулем, поэтому гораздо важнее просто быть в тонусе, не отвлекаться от дороги и соблюдать режим движения и отдыха. l FVSA (Forward Vehicle Start Alarm) – пред- упреждение о начале движения автомобиля впереди. Эта технология позволяет чуть-чуть сэкономить время в пробке, напоминая зазе- вавшимся водителям о том, что пора начать движение. И хотя она и не призвана спасать жизни на дорогах, но в масштабах многомил- лионного города способна сэкономить часы и даже дни в пробках. l PDWS (Pedestrian Detection Warning System) – предупреждение о пешеходах. Жизненно необходима в российских реалиях, где тыся- чи непуганых пешеходов перебегают дороги там, где в помине нет переходов, и тысячами же гибнут. Увы, из-за несовершенства техно- логии пока что работает только в условиях хорошей освещенности. l BSD (Blind Spot Detection) – элемент системы контроля слепых зон. Сигнализирует об авто- мобилях в слепых зонах, позади и по сторо- нам транспортного средства-носителя. Требу- ет установки дополнительных камер или дат- чиков, смотрящих назад и наискосок. Весьма эффективно помогает уберечься от аварии из-за неосмотрительных перестроений. l Moving car detection – опасное начало движе- ния автомобиля. Имеется в виду случайное начало движения автомобиля на наклонных поверхностях. Особенно актуально в горных регионах России. l Превышение скорости – при наличии GPS- модуля и соответствующих настройках систе- ма предупреждает о превышении разрешен- ной скорости движения. В российских реа- лиях высоких штрафов чаще всего объеди- няется с системой предупреждения о камерах контроля скорости, снижает аварийность и одновременно бережет бюджет водителя. l Emergency call или кнопка SOS – тревожная кнопка или автоматический триггер, который при срабатывании G-сенсора определенной силы (как будто произошло ДТП) сообщает через Интернет или через СМС вашего теле- фона о произошедшем событии в экстренные службы. В России успешно реализована в модулях "ЭРА-ГЛОНАСС". l TSR (Traffic Sign Recognition) – технология рас- познавания дорожных знаков. Применима в России только на основных магистралях, с качественными знаками и в условиях хоро- шего освещения. l TLR (Traffic Light Recognition) – технология распознавания сигналов светофора. Помогает водителю следить за светофором и более применима при начале движения, позволяет сэкономить время в пробках. l Adaptive cruise control – адаптивный круиз- контроль. Технология, всегда интегрирован- ная с системой управления автомобилем, ускорит или замедлит автомобиль в зависи- мости от скорости движения впереди идущей машины. Технология рабочая, особенно при дальних поездках и по хорошим дорогам, но, по личному мнению автора, расслабляет водителя, а в России расслабляться нельзя. l Park assist – ассистент парковки. Реализуется в виде датчиков или видеокамер. Весьма полезна при парковке в тесных местах. l Surround view – круговой обзор. Реализуется на основе нескольких видеокамер, обычно от четырех до восьми изображений, которые сводятся на один экран в виде общей обзор- ной картинки "вид сверху". Еще более полезна при парковке в тесных местах, а также при проезде по узким местам. l DMS (Driver monitoring system) – технология слежения за состоянием водителя. Призвана разбудить водителя в случаях засыпания либо оценивать его аккуратность и вниматель- ность, если водитель наемный. Реализуется или на основе видеокамер с аналитикой, сле- дящих за глазами водителя, или с помощью устройства, которое крепится на голову води- теля и следит за ее наклоном. Реально спо- собна спасать жизни, ибо из-за уснувших на скорости за рулем водителей случаются, пожалуй, самые страшные аварии. Зачастую DMS выделяется в отдельный от пула ADAS кластер. В целом можно сказать, что большинство ADAS- технологий (кроме тех, что ориентируются на качество дорог) вполне применимы в России. И, что отрадно, многие из них уже доступны в недорогих автомобильных видеорегистрато- рах. Конечно, в наш век зарождения автопило- тируемого транспорта на ADAS можно смотреть свысока, но в нашей стране, где 50 млн транс- портных средств пока еще управляются людь- ми, некоторая помощь водителям совсем не помешает. Особенно если она предотвратит аварии и сбережет жизни. n апрель – май 2019 www.secuteck.ru Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Александр Савинецкий Начальник отдела дирекции когнитивных систем НПП "Итэлма", к.т.н. Технологии ADAS для российских дорог Статистика аварий на дорогах России все еще неутешительна: в год на дорогах страны случается более 100 тыс. происшествий, в которых гибнет почти 20 тыс. человек, то есть более 50 человек каждый день. Это в четыре–пять раз больше европейских показателей

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw