Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

технология Facial Recognition получает в РФ существенную поддержку со стороны государст- ва (в том числе на уровне законодательства). Fingerprint в России продолжает доминировать только в сегменте СКУД (преимущественно за счет более низкой стоимости), а также в обла- сти криминалистики. В общем же объеме рос- сийского биометрического рынка доля отпечат- ков пальцев сокращается, за последние четыре года она уменьшилась более чем в два раза. Кроме того, в России (по сравнению с миром) гораздо выше доля технологий Vein Recognition (распознавание по венам), основной вклад в формирование спроса на эту технологию внесла компания "Прософт Биометрикс". В масштабе глобального рынка количество вен- доров в сегменте распознавания вен невелико, преимущественно этот рынок развит в Японии благодаря Fujitsu и Hitachi. Если в структуре мирового рынка биометрических технологий Vein Recognition занимает около 5%, то для Рос- сии этот показатель составляет 17,3%. Необхо- димо отметить, что на российском рынке появляются новые игроки в этом сегменте, в частности компания HBS с технологией Hitachi (распознавания вен пальца). Распознавание по радужной оболочке глаза получило в мире широкое распространение благодаря высокой демонстрируемой надежно- сти (доля сегмента составляет 12%). Для Рос- сии Iris Recognition пока остается дорогой тех- нологией для массового внедрения (доля всего 0,3%). Однако у Iris Recognition есть шанс при- обрести новое дыхание: компания "Взор Техно- лоджи" разрабатывает собственное оборудова- ние и алгоритмы и уже очень много сделано в этом направлении. Тем не менее ввиду стоимо- сти технология останется нишевым сегментом. Новые технологические тренды Из топ-трендов в плане технологий выделяются сегменты поведенческой биометрии и распо- знавания эмоций. Мировой рынок поведенче- ской биометрии будет ежегодно расти в сред- нем на 24% и к 2023 г. составит более 2,5 млрд долларов. Преимущества поведенческой биометрии по сравнению со статической (отпечатки, глаза, лицо и пр.) в том, что действия сложнее ском- прометировать. В России технологию развивает, например, компания Smart Security из Казани, и в перспективе спрос на нее со стороны финан- совых институтов будет только расти. В мире и в России активно развивается рынок систем детекции и распознавания эмоций. Из относительно новых продуктов на российском рынке можно выделить: l HeedBook – кросс-платформенный сервис для оценки качества обслуживания клиентов; l EmoDetect от компании "Нейроботикс", поз- воляющий определять психоэмоциональное состояние человека по выборке изображений. Над системами распознавания эмоций активно работают такие мировые гиганты, как Microsoft, Facebook, Google, IBM и др. При этом можно говорить о стремительном развитии глобальной экосистемы эмоциональных технологий (Affec- tive Computing). Сегодня, во времена усиливающейся конкурен- ции, эмоции играют все более важную роль в бизнесе. Люди пришли к пониманию, что покупатель принимает решение о покупке, основываясь не только на том, что он думает о продукте, но и на том, что чувствует по отно- шению к нему. Именно поэтому компании активно добавляют эмоциональный аспект в свою работу. Персонализированные сервисы – это вопрос № 1, волнующий современный ритейл. При этом ориентация исключительно на пол или возраст (факторы, которые уже научились рас- познавать) становится недостаточно релевант- ной. Здесь интеграция технологий распознава- ния и аспектов поведенческой экономики в единую платформу может стать настоящим прорывом на рынке. Поведенческий маркетинг классифицирует потребителей по группам в зависимости от их алгоритмов мышления, восприятия, принятия решений и т.д. Сейчас для вычленения таких групп используется подход тестирования, что само по себе искажает дан- ные. Если бы можно было создать продукты, способные быстро распознать такие поведенче- ские группы по изображению лица, бизнес при- обрел бы невероятный по своей мощи инстру- мент адаптации продуктов и коммуникаций под каждого отдельного покупателя, чтобы "очаро- вывать" его прямо на входе. Государственный и коммерческий сегменты Изначально развитие биометрических техноло- гий в мире строилось на государственных про- граммах, начиная от биометрических докумен- тов и систем пограничного контроля и заканчи- вая системами безопасности, в том числе видеонаблюдения. В России же активное освое- ние биометрии началось преимущественно с коммерческих сегментов, в частности в 2014 г. 87% всего российского рынка биометрических технологий приходились на решения СКУД и учета рабочего времени, где превалирующую долю занимают коммерческие компании. К 2018 г. этот показатель снизился до 53%. В мире идет смещение спроса на биометриче- ские технологии из государственного сегмента в коммерческий, в а России, напротив, активно растет доля государства, за последние четыре года в 1,4 раза (до 41%). Необходимо отметить, что ряд отраслей, являю- щихся главными драйверами развития рынка биометрии в России, характеризуется высоким государственным участием, тогда как в мире это преимущественно частный капитал. Например, к настоящему времени доля государства в бан- ковском секторе России достигла 70% (источ- ник: АКРА). Для сравнения: в Европе доля госу- дарства в секторе BFSI не превышает 20%. При этом и в России, и в мире именно банковская отрасль продолжит давать существенный при- рост всему биометрическому рынку. Это касается и спортивных объектов, где идет оснащение стадионов системами видеонаблю- дения с распознаванием лиц и прочими техно- логиями: в России большинство стадионов при- надлежат напрямую государству (правительство регионов) либо ими владеют госкорпорации ("Газпром", РусГидро, РЖД, ВТБ и др.). Для сравнения: в Европе практически все стадионы www.secuteck.ru апрель – май 2019 БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ  С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 89 dormakaba – системы контроля доступа Рис. 4. Поведенческая биометрия Рис. 5. Распознавание эмоций Рис. 6. Активный рост государственного участия России в биометрии Реклама

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw