Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2019

санием процессов внедрения и адаптации тех- нологий распознавания лиц. Кроме систем саморегистрации, в сегменте гостеприимства и размещения биометрические технологии также внедряются для автоматиче- ского открытия замков в номерах (то есть речь идет о полном избавлении от необходимости ключей в отелях). Такая система уже использу- ется в одном из сингапурских отелей, где открыть дверь номера можно с использованием смартфона и специального мобильного прило- жения, просто сделав селфи. Разработчиком системы является компания GTRIIP. Что касается России, то в 2018 г. разработчик системы компьютерного зрения Visionlabs и раз- работчик систем самообслуживания "Инвенд" совместно создали терминалы, применяющие технологию распознавания лиц для быстрой регистрации гостей в отелях. Такие терминалы уже начали использовать в отеле "Воздушный экспресс" (аэропорт Шереметьево) и гостинице "Ареал" (загородный отель в Подмосковье на 240 номеров). В настоящее время аналогичное решение пилотирует УК "ГОСТ Отель Менедж- мент" – крупнейший оператор РФ (в управле- нии 41 объект). Компания "Вокорд" сообщает, что проводит пилотный проект в сфере гостиничного бизнеса: за рубежом тестируется облачный сервис рас- познавания лиц для онлайн-платформы аренды жилья. Через приложение для телефона гость регистрируется в системе, авторизуется по лицу, после чего ему на телефон приходит электрон- ный ключ от кодового замка. Таким образом, арендодателю не нужно ждать, когда приедут гости, чтобы выдать ключи, что значительно снижает временные затраты. Тренд№3.  Биометрические платежные системы Отдельным направлением использования био- метрических технологий в российском банков- ском сегменте являются платежные системы. Пока данные проекты единичные, локальные, имеют характер пилотов, но они постепенно мас- штабируются и вызывают все больший интерес со стороны ритейла и финансовых институтов. Одним из самых первых пилотных проектов по биометрическим платежам, запущенных в РФ, является совместный проект сети супермарке- тов "Азбука Вкуса" и Сбербанка – биометриче- ская оплата товаров с помощью отпечатков пальцев (используются алгоритм Sonda и тер- миналы Ingenico со встроенным считывателем IDEMIA). По результатам первого пилота в биометриче- ской платежной системе "Азбуки Вкуса" зареги- стрировалось 350 человек. Уровень проникно- вения технологии составил около 5% в расчете совершенных транзакций. В мире активное развитие получают биометри- ческие платежные системы на базе технологии 3D-распознавания рисунка вен и капилляров пальца с помощью инфракрасного сканера от технологического гиганта Hitachi. В России офи- циальным дистрибутором Hitachi является ком- пания HBS. В частности, Fingopay был протестирован при проведении музыкального фестиваля Portmei- rion Festival № 6 (три дня, 300 VIP-гостей, 30 тыс. посетителей). За три дня проведения фестиваля было осуществлено 2 тыс. транзак- ций с использованием технологии распознава- ния вен пальца (уровень проникновения серви- са составил около 4%) через 12 барменов и шесть кассовых точек. Процесс регистрации пользователя в системе занимает не более 30 с (по предварительной регистрации онлайн). По итогам пилота, эффективность работы бара выросла на 25% за счет существенного сокра- щения очередей. На российском рынке бесконтактных платежных систем можно выделить стартап SWiP, создан- ный менеджерами "Альфа-Групп". Компания развивает на российском рынке системы опла- ты покупок QR-кодом, а также с помощью иден- тификации по лицу Selfietopay (используется технология Visionlabs). SWiP создает приложе- ние Lifestyle Super App, по кросс-функциональ- ности близкое к Alipay. Для супернагруженных сетей с большими очередями (6–10 человек) ключевое преимущество использования Selfie- topay – это сокращение времени обслуживания покупателя за счет: l отсутствия необходимости доставать банков- скую карту или мобильный телефон для совершения оплаты; l синхронизации биометрического признака с картой лояльности, когда скидка учитывается автоматически и нет необходимости носить с собой карты постоянного покупателя. Обеспечив проникновение сервиса от 5–10%, можно увеличить операционную эффектив- ность площади за счет ускорения обслуживания посетителей. Одно из главных достоинств технологии SWiP – Marketing Engine, то есть полностью диджита- лизированный прямой и понятный канал ком- муникации с потребителями, позволяющий реализовывать персонализированный сервис и стимулирующий рост лояльности потребителей. Появляется возможность создавать персонали- зированный покупательский опыт, способствую- щий в конечном итоге повышению лояльности, снижению оттока и росту удержания, увеличе- нию среднего чека, генерации повторных поку- пок и пр. В 2018 г. SWiP реализовал интеграцию с "Клю- чом Ростелекома" (единая биометрическая система). В целом потенциальный уровень проникнове- ния биометрических платежных систем в Рос- сии оценивается в 4–5% с 1,5 млрд транзакций в год на 1350 млрд рублей. Тренд№4.  Идентификация работников  на опасных промышленных объектах Темой номер один в вопросах развития про- мышленного Интернета вещей, создания цифровых заводов и т.д. становится обес- печение безопасности персонала. Особенно остро эта проблема характерна для процес- синговых отраслей – нефтегазовой и горно- добывающей промышленности. Предприятия во всем мире ищут интеллектуальные реше- ния, которые позволят идентифицировать работников в потенциально опасных зонах (при работе с тяжелой техникой, в глубоких шахтах, механически нестабильных конструк- циях и пр.), а также определять состояние персонала, его действия и их соответствие технике безопасности, в том числе при взаи- модействии с оборудованием, окружающей средой и т.д. И все это в автоматическом режиме реального времени, максимально без участия оператора и другого человече- ского фактора. Огромный спрос со стороны промышленных предприятий наблюдается на решения, которые позволяют: l идентифицировать расположение сотрудни- ка, в том числе позиционирование по высоте; l обеспечить контроль доступа к машинам/оборудованию/в чувствительные зоны, в том числе с учетом квалификации и компетенций; l осуществлять мониторинг состояний работни- ка (упал, устал, остался один и т.д.), важных показателей здоровья, поведения (соблюде- ние техники безопасности), окружающей среды. По данным Международной организации труда, ежегодно в мире погибают около 2,8 млн человек в результате несчастных случа- ев на производстве. Кроме того, около 370 млн получают производственные травмы и заболе- вания. Экономический урон, связанный с пло- хой организацией безопасности труда, оцени- вается на уровне 3,9% мирового ВВП. Поэтому крупные компании-вендоры начинают активно совершенствовать системы, позволяю- щие повысить уровень безопасности на про- изводстве. AiRista, HP Enterprise, Stanley, Zebra Technologies и другие развивают платформы позиционирования людей и материальных объ- ектов в режиме реального времени (RTLS), кастомизируют их специально под сегменты Oil & Gas и Mining. Такие гиганты ИT-индустрии, как Fujitsu, SAP, Oracle и другие, активно развивают так назы- ваемые платформы подключенного сотрудника (Connected Worker). Гиганты мирового рынка промышленной без- опасности – Honeywell, Emerson, ABB и прочие – в рамках развития глобальных платформ для автоматизации промышленности на базе Интернета вещей начинают включать в них отдельные продукты по автоматической иден- тификации персонала, его расположения, пове- дения и состояний для повышения уровня без- опасности. n www.secuteck.ru апрель – май 2019 БИОМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ  С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 91 dormakaba – системы контроля доступа Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Реклама

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw