Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 17 инструкторов должны обеспечивать квалифи- кацию инструкторов по соответствующим пред- метам в соответствии с Национальной програм- мой безопасности гражданской авиации. Бывшая рекомендация 3.1.11 стала обязатель- ным требованием и теперь в целях повышения осведомленности весь персонал всех организа- ций, связанных с различными аспектами Национальной программы безопасности граж- данской авиации или отвечающих за них, а также лица, которым разрешен несопровож- даемый доступ в контролируемые зоны ограни- ченного доступа, должны проходить первона- чальную и периодическую подготовку. Существенные изменения внесены в подраздел 3.4 "Контроль качества (надзор) и квалифика- ционные требования". Так, в обязательное требование 3.4.1 включены три новые базовые позиции: а) проверка анкетных данных в отношении лиц, осуществляющих контроль безопасности, лиц с несопровождаемым доступом в зоны ограни- ченного доступа и лиц, имеющих доступ к кон- фиденциальной информации по безопасности, проводится до того, как они приступят к выпол- нению своих обязанностей или получат доступ к этим зонам или к конфиденциальной инфор- мации по безопасности; б) периодические проверки анкетных данных проводятся по этим лицам с интервалами, определенными уполномоченными властями; в) лицам, признанным непригодными при любой проверке их анкетных данных, немед- ленно отказывают в возможности осуществле- ния мер безопасности, несопровождаемом доступе в зоны ограниченного доступа и досту- пе к конфиденциальной информации по без- опасности. В обязательное требование 3.4.2 в дополнение к обязательному обучению введено новое поло- жение о надлежащем отборе лиц, осуществ- ляющих меры безопасности в соответствии с Национальной программой безопасности граж- данской авиации. В обязательном требовании 3.4.6 исключены обзоры (исследования) из обязательных регу- лярных проверок, испытаний и инспекторских проверок соответствия Национальной програм- ме безопасности гражданской авиации и опе- ративного и эффективного устранения любых недостатков. В обязательном стандарте 3.4.7 особо указано, что управление, установление приоритетов и организация Национальной программы контро- ля качества (надзора) безопасности граждан- ской авиации должны осуществляться незави- симо от организаций и лиц, ответственных за реализацию мер, принятых в рамках Нацио- нальной программы безопасности гражданской авиации. При этом исключены из стандартного перечня проверок обзоры (исследования), при сохране- нии базовых обязанностей государства: а) обеспечивать, чтобы весь персонал, прово- дящий проверки, испытания и инспекционные проверки состояния безопасности, был обучен и проходил надлежащую подготовку по соот- ветствующим стандартам для выполнения этих задач в соответствии с Национальной програм- мой безопасности гражданской авиации; б) обеспечивать, чтобы персонал, проводящий проверки, испытания и инспекционные провер- ки системы безопасности, наделялся необходи- мыми полномочиями на получение информа- ции для выполнения этих задач и на обеспече- ние принятия корректирующих действий; в) дополнять Национальную программу контро- ля качества (надзора) безопасности гражданской авиации путем создания системы конфиденци- альных отчетов для анализа информации о без- опасности, получаемой от таких источников, как пассажиры, экипажи и наземный персонал; г) вводить процесс регистрации и анализа результатов реализации Национальной про- граммы контроля качества (надзора) безопас- ности гражданской авиации в целях содействия эффективному развитию и осуществлению Национальной программы безопасности граж- данской авиации, включая выявление причин и тенденций несоблюдения и контроль за введе- нием и реализацией корректирующих мер. Рекомендация 3.4.9 стала обязательным требо- ванием в части того, чтобы каждая организа- ция, ответственная за выполнение соответ- ствующих элементов Национальной программы обеспечения безопасности гражданской авиа- ции, периодически проверяла, осуществляются ли меры безопасности, возложенные на внеш- них поставщиков, предоставляющих обслужи- вание в соответствии с программой безопасно- сти данной организации. Меры по контролю доступа для лиц и грузов В главе 4 "Превентивные меры безопасности" в разделе 4.1 "Цели" рекомендация 4.1.2 стала обязательным требованием об использовании выборочных (случайных) и непредсказуемых факторов при реализации мер безопасности, предопределяющих их применение в зависимо- сти от обстоятельств. В разделе 4.2 "Меры, касающиеся контроля доступа": 1. В обязательное требование 4.2.3 включено новое положение о том, чтобы не только созда- вались, но и внедрялись системы опознавания (идентификации) лиц и транспортных средств для предотвращения несанкционированного доступа в контролируемые зоны и охраняемые зоны ограниченного доступа. При этом доступ должен предоставляться только тем, у кого имеется опе- ративная необходимость или другая законная причина присутствия. Кроме идентификации людей, должны быть проверены и их полномочия в местах контроля до того, как будет разрешен их доступ в зоны ограниченного доступа. 2. В обязательное требование 4.2.6 введено новое положение о том, что государство долж- но установить меры, чтобы все лица, помимо пассажиров, вместе с их вещами (переносимы- ми предметами) проверялись перед входом в зону ограниченного доступа (подвергались досмотру и контролю в целях безопасности). 3. Внесено новое обязательное требова- ние 4.2-бис о том, что каждое государство должно обеспечивать применение соответ- ствующих методов проверки, которые способ- ны обнаруживать наличие взрывчатых веществ и взрывных устройств, перевозимых другими лицами, помимо пассажиров, на этих людях или в перевозимых ими вещах. Если эти методы не применяются непрерывно, то они должны использоваться непредсказуемым образом. В разделе 4.6 "Меры, касающиеся груза, почты и других предметов" в обязательное требование 4.6.5 о том, чтобы не принимались к перевозке грузы или почта, безопасность которых не про- верена или не подтверждена уполномоченным агентом или уполномоченными властями, включена новая позиция об известном грузо- отправителе. Повышение эффективности в новых условиях Транспортная (авиационная) безопасность затрагивает практически все сферы деятельно- сти гражданской авиации, поэтому значитель- ная часть требований к ее обеспечению содер- жится не только в Приложении 17 "Безопас- ность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства", но и в других документах ИКАО: l Приложение 2 "Правила полетов"; l Приложение 6 "Эксплуатация воздушных судов"; l Приложение 8 "Летная годность воздушных судов"; l Приложение 9 "Упрощение формальностей"; l Приложение 10 "Авиационная электросвязь" (Том IV. Системы наблюдения и предупреж- дения столкновений); l Приложение 11 "Обслуживание воздушного движения"; l Приложение 13 "Расследование авиационных происшествий"; l Приложение 14 "Аэродромы" (Том 1. Про- ектирование и эксплуатация аэродромов); l Приложение 18 "Безопасная перевозка опас- ных грузов по воздуху"; l Doc 4444 Правила аэронавигационного обслуживания (Организация воздушного движения); l Doc 8168 Правила аэронавигационного обслу- живания (Производство полетов воздушных судов. Правила производства полетов); l Doc 9284 Технические инструкции по безопас- ной перевозке опасных грузов по воздуху. Особое внимание ИКАО и всех стран привлече- но к решению задачи эффективности обеспече- ния авиационной (транспортной) безопасности при досмотре и перевозке пассажиров и грузов воздушным транспортом в условиях пандемии новой вирусной инфекции. Уже запланировано рассмотрение на Рабочей группе по авиационной безопасности Регио- нального бюро ИКАО по Европейскому и Севе- ро-Атлантическому региону предложений по требованиям к новым технологиям и оборудо- ванию, необходимым для обеспечения авиа- ционной (транспортной) безопасности в дея- тельности авиакомпаний и аэропортов в усло- виях вирусных инфекций. Анализ всех этих новых требований показывает разработчикам технических средств и технологий те направления, которые будут наиболее востре- бованы в ближайшее время для систем обеспече- ния безопасности в гражданской авиации. n www.secuteck.ru апрель – май 2020 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw