Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 19 стующих организаций по состоянию на 1 января 2020 г. проведена аттестация 29 586 работни- ков юридических лиц, в том числе субъектов транспортной инфраструктуры: l I категории – 341; l II категории – 7 131; l III категории – 945; l IV категории – 1 845; l V категории – 12 151; l VI категории – 1 779; l VII категории – 1 682; l VIII категории – 3 712. Аккредитация юридических лиц На проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта Росавиацией аккредитовано 30 специализированных орга- низаций, 14 юридических лиц в качестве атте- стующих организаций и 34 – в качестве ПТБ. Остановимся более подробно на вопросе аккредитации юридических лиц в качестве под- разделений транспортной безопасности. Мероприятия по аккредитации ПТБ осуществ- ляются Росавиацией в соответствии с положе- ниями приказа Минтранса России от 01.04.2015 г. № 145. По состоянию на 1 января 2020 г. выданы свидетельства 34 юридическим лицам, отказано в выдаче свидетельства 43 юридическим лицам, на рассмотрении – 19 заявлений. Большой процент отказов в выдаче свидетель- ства об аккредитации юридического лица в качестве ПТБ обусловлен недостатками, выявленными в ходе рассмотрения заявлений: 1. Несоответствие документов, представляемых юридическим лицом с целью аккредитации в качестве ПТБ, требованиям приказа Минтран- са России от 01.04.2015 г. № 145: l копии документов заверяются подписью физического лица, не имеющего права без доверенности действовать от имени соиска- теля аккредитации; l схема и структура ПТБ, указанные в положе- нии, не соответствуют организационной структуре службы транспортной (авиацион- ной) безопасности и штатному расписанию; l в штатном расписании соискателя аккредита- ции отсутствуют подразделения, необходи- мые для реализации функций ПТБ; l не представляются копии решений о предва- рительном согласовании сделок, влекущих за собой установление контроля иностранного инвестора или группы лиц над соискателем аккредитации при нахождении соискателя аккредитации под контролем иностранного инвестора или группы лиц, либо информация об отсутствии такого контроля. 2. Положение о ПТБ разрабатывается юридиче- ским лицом без учета требований постановле- ния Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 г. № 886. Выдача сертификатов авиационной безопасности Во исполнение п. 3 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации в порядке, установлен- ном Административным регламентом Росавиа- ции, за 2019 г. в Управление транспортной без- опасности поступило 73 заявки на выдачу сер- тификата. За истекший период выдано 74 сер- тификата, в том числе 51 – аэропортам и авиа- предприятиям, 23 – подразделениям войск национальной гвардии Российской Федерации и ФГУП "УВО Минтранса России", осуществляю- щим охрану аэропортов федерального значе- ния. По шести заявкам в выдаче сертификата отказано. Одновременно за этот же период территори- альными органами Росавиации осуществлена выдача 110 сертификатов авиационной без- опасности, в том числе 52 – аэропортам и авиапредприятиям, 58 – подразделениям ФГУП "УВО Минтранса России", осуществляю- щим охрану аэропортов. Отказано в выдаче сертификата трем юридическим лицам. При- остановлено действие сертификата одного юридического лица. Вопросы нормативно-правового регулирования Вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 270-ФЗ, которым внесены существенные корректировки в Федеральный закон "О транспортной безопасности", и, каза- лось бы, с конца января нужно было работать по новым правилам. Однако не все так просто. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона № 270-ФЗ требования по обеспечению транс- портной безопасности, установленные в соот- ветствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" до дня вступле- ния в силу настоящего федерального закона, применяются до дня вступления в силу требо- ваний по обеспечению транспортной безопас- ности, предусмотренных ст. 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" (в редак- ции 270-ФЗ), с учетом категорий, предусмот- ренных законодательством Российской Федера- ции в области обеспечения транспортной без- опасности. Говоря простым языком: пока не будут изданы и не вступят в силу "новые" требования, работа продолжается в соответствии со "старыми", а именно продолжается категорирование воз- душных судов, утверждение результатов оценок уязвимости и планов обеспечения транспортной безопасности для этих воздушных судов. В настоящее время Минтрансом России в соот- ветствии с утвержденным планом проводится серьезная работа по подготовке и изданию под- законных актов. Мы ждем ее скорейшего успешного завершения и надеемся, что все те вопросы, которые возникали у субъектов транс- портной инфраструктуры и авиаперевозчиков при реализации требований постановления Правительства Российской Федерации № 886, а также специфика воздушного транспорта, предусмотренная стандартами ИКАО, будут учтены разработчиком при подготовке "новых" требований. Гармонизация законоположений о транспортной и авиационной безопасности Многие вопросы в области нормативно-право- вого регулирования и правоприменительной практики являются следствием отсутствия гар- монизации законоположений о транспортной и авиационной безопасности. По сути, "транспортная безопасность" и "авиа- ционная безопасность" – понятия тождествен- ные. Но при этом в гражданской авиации обра- зовались сразу две системы правового регули- рования, направленные на обеспечение защи- щенности от актов незаконного вмешательства. В рамках той и другой системы ведется одна и та же работа, а именно: l аккредитуются ПТБ и выдается документ, под- тверждающий соответствие юридических лиц, осуществляющих обеспечение авиа- ционной безопасности, требованиям ФАП; l производится подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности и специалистов авиационного персонала; l разрабатываются и утверждаются планы (пас- порта) обеспечения транспортной безопасно- сти и программы авиационной безопасности; l досмотр на воздушном транспорте осуществ- ляется в соответствии с двумя нормативными правовыми документами и т.д. Для соответствия несовпадающим российским и международным требованиям авиапредприя- тия вынуждены проводить двойные мероприя- тия и финансировать работу двух параллельных систем безопасности, направленных на дости- жение одной цели – защиту гражданской авиа- ции от актов незаконного вмешательства. Таким образом, проблематика двойного регу- лирования – это актуальный вопрос, требую- щий скорейшего решения. Со своей стороны Росавиация всегда будет настаи- вать на том, что требования по авиационной без- опасности, предусмотренные стандартами ИКАО, должны быть имплементированы в законодатель- ство о транспортной безопасности в части воздуш- ного транспорта. Без этого невозможна деятель- ность российской гражданской авиации на меж- дународном рынке и выполнение международных договоров, приоритетность которых установлена Конституцией Российской Федерации. Большой блок вопросов связан с подготовкой и аттестацией персонала. Этой проблематике было уделено пристальное внимание аудиторов ИКАО в ходе проведенной в июне 2019 г. проверки Рос- сийской Федерации по авиационной безопасно- сти, и даны соответствующие рекомендации. В настоящее время в Минтрансе России идет под- готовка дорожной карты по реализации плана корректирующих действий в соответствии с реко- мендациями ИКАО и будут максимально учтены все пожелания в части совершенствования систе- мы подготовки и аттестации персонала. Безопасности не бывает слишком много Сложностей и задач в сфере транспортной и авиа- ционной безопасности воздушного транспорта за последние годы накопилось предостаточно, и только совместная работа позволит их решить. Необходимо строгое выполнение положений законодательства в этой области. От этого зави- сит защищенность гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и возмож- ность минимизировать имеющиеся и потенци- альные угрозы. Безопасности никогда не бывает слишком много. n www.secuteck.ru апрель – май 2020 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw