Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 25 общественного порядка и собственности, общественной и транспортной безопасно- сти на территории Петербургского метро- политена; l работниками службы транспортной без- опасности (СТБ) совместно с сотрудниками управления полиции на метрополитене осу- ществляется осмотр станций и привести- бюльных территорий метрополитена с целью обеспечения транспортной безопас- ности (в рамках соглашения с ГУ МВД Рос- сии по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области); l работниками СТБ осуществляются дополни- тельные осмотры станций и привестибюльных территорий, киосков вентиляционных шахт, обходы территории депо, контроль подвиж- ного состава, размещенного в местах ночного отстоя на линиях метрополитена, для реше- ния задач по обеспечению транспортной без- опасности (патрулирование осуществляется раз в 40 мин.); l в целях контроля выполнения инспекторским составом должностных обязанностей по про- ведению досмотровых мероприятий, а также выявления и пресечения на территории мет- рополитена административных правонаруше- ний, в том числе случаев нарушения пассажи- рами Правил пользования Петербургским метрополитеном, в рамках СТБ сформирова- ны мобильные группы (рейды осуществляют- ся ежедневно шестью мобильными группами, в среднем проверка каждой станции осу- ществляется один раз в три дня); l введен учащенный режим информирования пассажиров о повышении бдительности в случае обнаружения бесхозных предметов на объектах метрополитена (на наклонных ходах эскалаторов информация транслируется еже- дневно с 06:15 до 22:15 с частотой один раз в 30 мин.). Аттестация работников из числа сил обеспечения транспортной безопасности Согласно требованиям постановления Прави- тельства РФ от 26 февраля 2015 г. № 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транс- портной безопасности" и приказа Минтранса России от 3 ноября 2015 г. № 325 "Об утвер- ждении документов, связанных с аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности и обработкой персональных данных отдель- ных категорий лиц, принимаемых на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности, или выполняю- щих такую работу, проведению аттестации которых предшествует обработка персональ- ных данных", в настоящее время отсутствует возможность самостоятельного прохождения физическими лицами процедуры аттестации. Согласно данным нормативным правовым актам, заявителем в целях аттестации может являться только субъект транспортной инфра- структуры или подразделение транспортной безопасности, или организация, претендую- щая на аккредитацию в качестве подразделе- ния транспортной безопасности. Этот фактор приводит к необходимости работодателю принимать на работу лицо без аттестации на основании ученического дого- вора (с оплатой), при этом отсутствуют гарантии прохождения аттестации таким лицом. Проведем аналогию с частной охран- ной деятельностью: там человек может само- стоятельно получить необходимую квалифи- кацию частного охранника и сразу трудо- устроиться без каких-либо рисков для себя и работодателя. Необходимость изменений законодательства РФ в области транспортной безопасности В соответствии с ч. 23 п. 5 постановления пра- вительства, ГУП "Петербургский метрополитен" обязан выделить отдельные помещения или участки помещений на объектах метрополитена и оборудовать их в соответствии с требования- ми законодательства Российской Федерации: l для размещения работников подразделений транспортной безопасности; l для временного хранения добровольно сдан- ных или обнаруженных в ходе досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности; l для размещения контрольно-пропускных пунктов, включая отдельные помещения или выделенные участки помещений для прове- дения личного досмотра. Некоторые вещества, запрещенные или ограниченные для перемещения, указанные в Правилах, являются вирусами и опасными биологическими и (или) радиоактивными агентами, для содержания которых необхо- димо специальное оборудование помеще- ний, порядок доступа в данные помещения, специальная квалификация персонала (поря- док подготовки этих специалистов в настоя- щее время не определен нормативными пра- вовыми актами в области транспортной без- опасности). Архитектурные и конструктивные особенности станций метрополитена и их вестибюлей не позволяют реализовать указанные требования. Многие станции ГУП "Петербургский метропо- литен" являются памятниками архитектуры, что ограничивает возможность проведения рекон- струкции и переоборудования их помещений. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о внесении изменений в ч. 23 п. 5 постановления в части выделения отдельных помещений при наличии такой возможности на объекте метро- политена. Кроме того, в соответствии с ч. 30 п. 5 поста- новления СТИ обязан разработать схему разме- щения и состав оснащения КПП на границах зоны транспортной безопасности и (или) ее частей (секторов), критических элементов объ- екта метрополитена и постов на объекте метро- политена. Необходимо рассмотреть вопрос о внесении изменений в ч. 30 п. 5 постановления в части определения, что в случае, если крити- ческие элементы объектов метрополитена тер- риториально находятся в составе технологиче- ского сектора зоны транспортной безопасности, доступ в который осуществляется через КПП (посты) на границах зоны транспортной без- опасности, то установка отдельных КПП (постов) для проведения досмотра на границах критических элементов не требуется. n www.secuteck.ru апрель – май 2020 СПЕЦПРОЕКТ ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru В 2019 г. Петербургский метрополитен был признан самым безопасным в России www.twitter.com С танции Петербургского метрополитена оснащены: l системами видеонаблюдения – более 10 200 камер; l интеллектуальной системой видеонаблюдения – 47 станций (более 7 800 камер); l системой контроля доступа – 72 станции, шесть депо, четыре админи- стративных здания

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw