Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2020

Д роны бывают военного и гражданского назначения, а по типу подразделяются на самолетные, вертолетные, парапланерные, аэростатические и мультикоптеры. Наиболее распространенными и доступными являются гражданские дроны мультикоптерного типа. Им мы и уделим основное внимание. Возможности мультикоптеров По стоимости дроны мультикоптерного типа бывают разных классов: 1. Недорогие (около 60 тыс. рублей). Имеют малый вес (0,734 кг) и размер – эффективную площадь рассеивания (далее – ЭПР), из-за чего обнаружить их при помощи радиолокационных систем сложнее, чем другие виды дронов. Поднимаются на достаточно большую высоту (до 5 км), автономны (до 30 мин.), могут нести малую нагрузку (до 0,5 кг). Это опасный враг, но у него мало возможностей, чтобы причинить ущерб. Одна из угроз – попадание в двигатель самолета при несении титановой пластины. 2. Средний ценовой сегмент (около 150 тыс. рублей). Для таких дронов характерен неболь- шой вес (1,375 кг) и достаточный размер (ЭПР) для эффективного обнаружения радиолока- ционными системами. Имеют самую боль- шую высоту полета (до 6 км), автономность (до 30 мин.), могут нести уже более серьезную нагрузку (до 1 кг). Недостаточно возможностей для причинения ущерба. Угроза – попадание в двигатель самолета при несении титановой пла- стины, легкого взрывного устройства, средства химического или бактериологического оружия. Из-за невысокой несущей способности дроны первых двух типов не являются сколько-нибудь существенной угрозой, значительную часть полезной нагрузки в них занимают видеокаме- ры. На перенос груза остается немного, и каж- дый грамм дополнительного веса снижает воз- можности дальности и автономности полета. Однако из-за своей доступности и распростра- ненности эти дроны являются наиболее веро- ятными нарушителями воздушного простран- ства объектов ГА. 3. Средневысокий ценовой сегмент (около 455 тыс. рублей). Имеют существенный вес (10 кг) и достаточный размер (ЭПР) для эффек- тивного обнаружения радиолокационными системами. Достаточно большая высота полета (до 4,5 км), автономность (до 32 мин.), могут нести уже большой груз (до 6 кг). Чрезвычайно опасный враг, имеющий достаточно возможно- стей, чтобы причинить ущерб. Угроза – столкно- вение с воздушным судном, попадание в дви- гатель самолета, несение взрывных устройств и других средств массового поражения. 4. Высокий ценовой сегмент (около 957 тыс. рублей). Для этих дронов характерен большой вес (24,5 кг) и достаточный размер (ЭПР) для эффективного обнаружения радиолокацион- ными системами. Небольшая высота полета (до 2 км), автономность (до 10–18 мин.), могут нести уже большой груз (до 16 кг). Опасный враг, имеющий достаточно возможностей, чтобы причинить ущерб. Однако маловеро- ятный нарушитель из-за невысокой распростра- ненности. Легко обнаруживается антидрон- средствами из-за большого веса, ЭПР и невы- сокой скорости полета. Угроза – столкновение с воздушным судном, попадание в двигатель самолета, несение взрывных устройств и других средств массового поражения. Ограничения дронов В прошивке гражданских дронов установлены ограничения: l максимальной высоты полета – 0,5 (реже 0,12) км; l максимально возможная скорость; l запрет перемещения около объектов нацио- нального значения (аэропортов). Для того чтобы дрон полетел выше, необходи- ма перепрошивка. В то же время в Интернете в открытом доступе имеются необходимые про- шивки для популярных дронов и инструкции по их перепрошивке. Таким образом, любой дрон весом более 250 г, подлетевший к аэропорту ближе 3 км или летя- щий на высоте более 0,5 км, является перепро- шитым. При этом следует учитывать, что пере- прошивка зачастую делается для снятия других технических ограничений, а опция полета над бесполетными зонами дается с заменой про- шивки "в подарок". Угрозы и последствия 21 декабря 2018 г. в качестве меры предосторож- ности, связанной с полетами дронов, была закры- та на несколько часов единственная взлетно-поса- дочная полоса аэропорта Гатвик в Лондоне. За 36 часов активности двух дронов более 120 тыс. пассажиров не попали на свои рейсы, авиакомпании потерпели миллионные убытки и репутационный ущерб. Потери от единственного инцидента многократно превысили стоимость уста- новки системы защиты, которая позволит защитить- ся как от настоящих, так и фейковых дронов. Внедрение систем защиты от дронов находится в зоне ответственности ОТИ и выгодно авиаком- паниям. Аэропорт, оборудованный такой систе- мой защиты, более привлекателен для авиа- компании: снижены риски повреждения ВС и задержки рейсов. апрель – май 2020 www.secuteck.ru БАС. АНТИДРОН Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 68 Николай Овченков Генеральный директор ООО "ПСЦ "Электроника" www.i0.wp.com Система "Антидрон": успеть за 83 секунды О противодействии дронам на объектах гражданской авиации Проблема защиты аэропортов от актов незаконного вмешательства с использовани- ем дронов на пике актуальности. В данной статье рассмотрены системы обнаруже- ния и нейтрализации дронов, разработанные на оценке модели нарушения и веро- ятных сценариев их использования

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw