Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я : A I , У М Н Ы Й Г О Р О Д , I o T 49 www.secuteck.ru апрель – май 2021 П ри всех своих у д о б с т в а х смартфоны имеют и ограничения. Это небольшой экран, который не позво- ляет полностью погрузиться в циф- ровой мир. Нужны другие устройства для более полного погружения, которые могли бы использовать уже существующие технологии VR- (виртуаль- ной) и AR- (дополненной) реальности. Первые шлемы VR появились еще в середине 90-х гг. прошлого века, но до сих пор они не нашли себе массового пользователя, оставаясь лишь игрушками для ИТ-гиков. Основная при- чина в том, что они не были полноценными устройствами, а лишь дополняли мощные деск- топные компьютеры, имели большой вес, дава- ли изображение с недостаточным качеством, а главное – привязывали пользователя к компью- теру проводами, ограничивая его свободу передвижения в виртуальном пространстве. Попытки сделать полностью автономное устройство предпринимали многие компании, например известный проект Google Glasses ком- пании Google, Hololens от Microsoft и многие другие. Но, к сожалению, они так и не вышли как готовые продукты, а остались на уровне прототипов и наборов для разработчиков. Кроме того, нужно учесть, что сам шлем – лишь небольшая часть экосистемы, которая необхо- дима для полноценного погружения в вирту- альный мир. С одной стороны, необходима "железная" составляющая, которая, помимо шлема, состоит из манипуляторов, датчиков положения тела в пространстве и т.д., с другой стороны – множество программ для разных сфер применения, контента, оптимизированно- го для просмотра в VR, а главное – средства доставки, подобные Apple App Store. Появление шлемов линейки Oculus Quest ком- пании Oculus, принадлежащей Facebook, кото- рые стали первым автономным продуктом, при этом за достаточно небольшую цену, и стали важной вехой в развитии массового рынка. Шлемы второго поколения Oculus Quest 2 обладают достаточно интересными возможно- стями: камеры, установленные на шлеме, поз- воляют в некоторых случаях обойтись без манипуляторов, используя распознавание дви- жения пальцев рук, что делает взаимодействие с контентом более естественным: пользователь "своими руками" трогает виртуальные объ- екты, перемещает их в пространстве и т.д. В этом шлеме есть интересная функция – нало- жить изображение с камер на виртуальный мир, смешивая реальные и виртуальные объекты в одном пространстве. Пользователь может изме- нять прозрачность входящего видеопотока или же сделать его черно-белым, оставив виртуаль- ные объекты цветными. Это создает потрясаю- щий эффект, очень похожий на то, как видел мир Фродо из "Властелина колец", когда наде- вал волшебное кольцо. Кроме того, камеры могут отслеживать положение тела относитель- но других предметов и стен комнаты и пред- упреждать пользователя, когда он подходит близко, чтобы избежать ушибов и травм. Для удобного распространения контента Face- book создал собственный магазин VR-прило- жений, в котором есть достаточно большой выбор от различных разработчиков. В первую очередь это, конечно, игры. Полноценное погружение в игровую реальность дает совер- шенно незабываемый опыт по сравнению с игрой даже на больших телевизорах. При этом игры могут не только развлекать, но трениро- вать пользователя. Набирает популярность целое направление специальных фитнес-игр, где в игровой форме пользователь проходит тренировки, от имитации бокса до велогонок. В связи с последними тенденциями распреде- ленной работы стали очень важны инструмен- ты виртуального офиса. Осенью 2020 г. Face- book представил продукт Infinite Office – вирту- альную рабочую среду для корпоративных сотрудников. Офисный работник перемещает- ся по дому в гарнитуре Oculus 2, с помощью которой он редактирует документы, общается с коллегами и просматривает электронную почту. Видео демонстрирует, как работник регу- лирует прозрачность фона, позволяя смодели- рованным парящим экранам рабочего стола появляться либо наложенными на фактическое окружение пользователя (имитируя AR), либо в полностью смоделированной обстановке (в данном случае на курорте с пальмами). Есть целый класс приложений виртуальных мониторов, таких как Immerse, которые могут показывать в виртуальном окружении Quest ваши рабочие мониторы с открытыми окнами программ, запущенных на обычном компьюте- ре. Вы можете работать с вашими обычными рабочими программами прямо из виртуальной реальности, при этом не ограничены размером мониторов и даже их количеством. По субъек- тивным ощущениям пользователей, это напо- минает работу с текстом, который выведен на современный телевизор с разрешением Full HD. Для комфортного взаимодействия не всегда достаточно анализа положения рук через встроенные камеры, поэтому для точных дей- ствий в виртуальном пространстве можно использовать манипуляторы, которые идут в наборе. Часто пользователю нужна также обратная связь, особенно при вводе данных, поэтому Facebook и Logitech создали физиче- скую клавиатуру, которую можно подключить к Quest и набирать текст, видя аватар этой кла- виатуры в виртуальном пространстве. Несмотря на достаточно долгую и во многом неудачную историю выхода VR-технологий на массовый рынок, сейчас сложились благопри- ятные условия для их массового проникновения, особенно в условиях эпидемии и перестройки нашего привычного образа жизни, от развлече- ний и путешествий до организации работы. На этом фоне очень показательно выглядит отчет PwC, согласно которому в 2019 г. индустрия AR и VR оценивалась в 46 млрд долларов, к 2030 г. она вырастет в 30 раз. Возможно, мы наблюдаем новый этап разви- тия человеко-машинных интерфейсов, сопо- ставимый с представлением первого iPhone в 2007 г. n Алексей Коржебин Эксперт редакции журнала "Системы безопасности" КОЛОНКА ЭКСПЕРТА Что будет после смартфонов? Сложно представить современный мир без смартфонов и планшетов. Через смарт- фоны мы читаем новости и общаемся, смотрим и снимаем фото и видео, покупаем товары и оплачиваем услуги, и даже управляем другими устройствами, например устройствами Интернета вещей или умным домом. Фактически смартфон – это окно в мир для современного человека. Но что может прийти ему на смену? www.luminousgroup.co.uk

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw