Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2021

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 68 К ак часто приходилось вам стоять в очереди в бюро пропусков для получения разового пропуска? Или заполнять свои данные вручную в журнале для посетителей? А может, ожидать посетителя на встречу, заполнять заявки на про- пуск и все равно попадать в неудобную ситуа- цию, когда заявка "зависла" на каком-либо из этапов длинной цепочки согласований? К сожа- лению, до сих пор это довольно распространен- ное описание типовой проходной многих бизнес- центров. Согласитесь, что во время повсеместно- го внедрения ИТ-технологий не только в сфере безопасности, но и в повседневной жизни такая ситуация выглядит абсурдной. Наш отпечаток пальца является паролем к смартфону и ноутбуку, голос и лицо позволяют воспользоваться банко- матом, а мобильные приложения и интернет- порталы позволяют быстро получить государст- венные и муниципальные услуги. Можно ли сде- лать таким же удобным и безопасным доступ посетителей на проходной современной компа- нии, банка, бизнес-центра, завода?.. Отличия гостевого пропуска от постоянного Вернемся к управлению гостевыми и разовыми пропусками на объектах с большим ежеднев- ным потоком людей, среди которых курьеры, обслуживающий персонал, клиенты, партнеры и т.д. Для этого сначала уточним, чем гостевой пропуск отличается от постоянного пропуска сотрудника, прошедшего "полный" путь для его получения, от HR до службы безопасности? Во-первых, это короткий срок активации – от нескольких часов до нескольких дней. Если посто- янный пропуск оформляется на достаточно про- должительный срок или деактивируется при увольнении сотрудника, то гостевой пропуск зака- зывается на конкретный промежуток времени. Во-вторых, сама концепция разового или госте- вого пропуска подразумевает, что посетитель приходит на ваш объект без карты доступа и заранее или дистанционно выдать ее не пред- ставляется возможным. Таким образом, первое, куда попадает каждый посетитель, – очередь в бюро пропусков с последующим заполнением документов. В-третьих, физические карты доступа, как госте- вые, так и постоянные, одинаково подвержены износу или утере. Но поскольку, как правило, гостевых и разовых карт неоднократно выдается и используется больше, это влечет серьезные материальные издержки, тем большие, чем крупнее компания. Эта проблема наиболее актуальна для объектов, использующих совре- менные защищенные смарт-карты с многосту- пенчатой защитой, стоимость которых выше, чем незащищенных Proximity-карт. Для сниже- ния издержек содержания гостевых пропусков некоторые компании применяют практику раз- деления типов носителей идентификаторов: для сотрудников используются защищенные и дорогие, а для гостевых пропусков незащищен- ные и дешевые карты. Однако очевидно, что это снижает защищенность объекта. Специфика ПО для бюро пропусков В чем отличие стандартной картотеки, имею- щейся в программном обеспечении (ПО) систе- мы контроля и управления доступом (СКУД), от апрель – май 2021 www.secuteck.ru Александр Фомин Руководитель отдела автоматизации бизнес-процессов компании "ААМ Системз" Рис. 1. Инфракрасный считыватель на проходной определяет посетителя по QR-коду Управление гостевыми пропусками в современном бизнес-центре Театр начинается с вешалки, а посещение бизнес-центра – с проходной. Чтобы соз- дать позитивный настой у партнеров, клиентов, гостей, оформление временного доступа таким посетителям должно быть максимально комфортным. Современные средства идентификации и специализированное программное обеспечение для бюро пропусков позволяют решить эту задачу КОЛОНКА РЕДАКТОРА Иду туда, не знаю куда? В бизнесе новый день постоянно ставит новые зада- чи. Иногда их коли- чество и требуемая скорость решения становятся нереаль- ным по сложности вызовом и требуют мобилизации всех ресурсов как отдельных сотрудников компании, так и всей команды в целом. В такой ситуации "на коне" обычно оказываются те, кто достаточно моби- лен и способен правильно оценить стреми- тельно меняющуюся конъюнктуру. Резко меняющиеся риски приводят к бешеному росту некоторых сегментов рынка систем без- опасности. Это касается как старых, неторопливо развивающихся направлений, так и абсолютно новых, возникших только вчера. К сожалению, последние месяцы регулярно сталкиваюсь с тем, что мощная волна перемен выносит на гребень много "пены", которая залепляет потребителям глаза и уши. Дорогие заказчики, партнеры, кли- енты, быстро купленное первое попавшееся не значит нужное и хорошее. Уж сколько раз твер- дили миру: неправильно определенные цели и сформулированные задачи приводят в итоге к восхитительно ненужному и бесполезному результату. Получается как в сказке: иду туда, не знаю куда, найду то, не знаю что. Для начала определитесь, что вам надо, какие задачи имеют высший приоритет и какой результат вы хотите получить в итоге. Мы, раз- работчики, производители, проектировщики и инсталляторы, готовы помочь вам, но решить это, по большому счету, можете только вы. Яркой иллюстрацией является ситуация с био- метрическими СКУД. Направление, которое уверенно росло в последние годы, вдруг стре- мительно рвануло вверх. Резкая потребность в бесконтактных технологиях идентификации привела к взрывному росту бесконтактной био- метрии, например на основе технологий ска- нирования лица с использованием нейроалго- ритмов. На рынке стали появляться непонятные компании с сырыми разработками, цель кото- рых – снять сливки и свалить. В этой ситуации можно только напомнить прописные истины. Вендор должен быть надежен и доступен, тех- ническое задание должно быть четкое и про- зрачное, планы развития должны быть про- писаны на перспективу, если необходима интеграция с другими системами, она должна быть сформулирована заранее, программное обеспечение должно иметь требуемый функ- ционал и входить в реестр Минкомсвязи. Не делайте грубых ошибок, удачи! Алексей Гинце Редактор раздела "Системы контроля и управления доступом"

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw