Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 126 TomTom. Наиболее известные программы-нави- гаторы в мире — это Navitel Navigator, ПРОГО- РОД, Яндекс.Навигатор, 2ГИС, Sygic, СитиГИД. В зависимости от программы пользователь может работать с 3D-картами, информацией о конкретных объектах, функцией дополненной реальности, получать сообщения о загруженно- сти дорог, управлять устройством голосом. Данные с автомобиля и автомобильных устройств передаются по каналам 3G/4G/Wi- Fi/V2I в защищенный облачный сервис. Приме- няя любое мобильное устройство (на iOS или Android), автомобилист может подключаться к облаку и пользоваться: а) телематическими услугами и сервисами — удаленной диагностикой автомобиля, статисти- кой расходов на ремонт, расхода топлива и т.д.; б) навигационными и геолокационными серви- сами — информацией о маршрутах движения, местах парковок, заправок, данными о препят- ствиях на пути следования и т.д.; в) информационно-развлекательными сервиса- ми — потоковым аудио и видео, радиоканала- ми и бесплатным мессенджером; г) сохранять данные в облаке — записи с видео- регистратора, аудио- и видеофайлы. Искусственный интеллект для безопасности и комфорта Технология искусственного интеллекта, исполь- зуемая в современных автомобилях, превраща- ет их в самостоятельно мыслящие механизмы. Они способны получать и обрабатывать инфор- мацию о движении других автомобилей рядом, распознавать сигналы светофоров, проводить диагностику систем автомобиля в режиме реального времени, реагировать на препят- ствия. Искусственный интеллект также заботит- ся о комфорте водителей: регулирует положе- ние и обогрев зеркал и кресел, поддерживает комфортную температуру в салоне и даже сле- дит за состоянием здоровья. Функции искусственного интеллекта являются важным фактором в конкурентной борьбе между производителями автомобилей. Воз- можность пользоваться ими уже заложена в прошивку ЭВМ транспортного средства. Про- изводитель предлагает пользователю пакеты услуг, из которых тот выбирает нужные ему. Интеграция устройств, обеспечивающих доступ к привычным информационно-коммуника- ционным каналам в автомобиле, стала для автопроизводителей конкурентным преимуще- ством, которое повышает уровень удовлетво- ренности и лояльности клиентов, а также дополнительным источником выручки. Авто- производители предлагают автомобили с уже подключенными телематическими сервисами, активировать которые пользователи могут через приложение на смартфоне, если сами того захотят. Ядром системы чаще всего является система экстренного вызова и помощь водителю в слу- чае ДТП или поломки на дороге. Пакетные предложения включают в себя такие функции, как удаленное управление автомобилем, информационно-навигационные, развлека- тельные и коммуникационные сервисы. Чаще всего автопроизводители предлагают при покупке машины бесплатное использование функций в течение определенного времени, чтобы пользователь обучился им и привык. Наличие предустановленной СИМ-карты дает возможность быстрой активации всех необхо- димых сервисов и управления ими при помощи приложения в смартфоне. Крупнейшие российские автопроизводители и ИТ-компании следуют общемировым тенден- циям в русле концепций подключенного и — в перспективе — беспилотного автомобиля. При- мерами могут служить создание телематиче- ской системы LADA Connect для управления многими функциями машины и информацион- но-развлекательной платформы Яндекс.Авто, испытание беспилотных автомобилей на доро- гах общего пользования и другие проекты. Теперь поговорим более подробно о беспилот- ных автомобилях. Беспилотники К этой категории относится любое транспорт- ное средство, могущее доставить пассажиров или груз из точки А в точку Б без участия человека. Предвестником беспилотников являются устройства автопилота. Они позво- ляют транспортному средству двигаться по проложенному курсу без участия рулевого. Применяются в основном в авиации и на мор- ском транспорте, где возникновение помех движению маловероятно. При этом в слож- ных ситуациях, например взлет, посадка самолета, управление берет на себя пилот. Другое дело автодороги: при движении на них может возникнуть множество проблем, для решения которых автомобиль должен иметь дополнительные функции. Общий принцип работы беспилотных автомобилей Различные сенсоры сканируют окружающую автомобиль среду. Информация с сенсоров передается в систему управления, где обраба- тывается совместно с показаниями карт и спут- никовой локации. На основании всех этих дан- ных формируются сигналы управления, кото- рые переходят в исполнительные устройства. Они управляют всеми узлами автомобиля — тормозами, двигателем, коробкой передач, рулем и др., обеспечивая движение беспилот- ника по заданной траектории. Рассмотрим сенсорные устройства подробнее: 1. Камеры — они определяют сигналы светофо- ра, считывают информацию указателей и дорожных знаков, различают дорожную раз- метку, определяют объекты: здания, пешехо- дов, машины и т.д. Могут иметь большие углы обзора. Их стоимость сравнительно небольшая. Однако у них есть определенные минусы: на большом удалении определение скорости объ- ектов, а также расстояния до них по данным с камеры не всегда корректно, также работа камер зависит от погоды: при сильных осадках и в тумане их результативность уменьшается на порядок. 2. Радары — дают возможность намного быстрее камер, а главное — с хорошей точ- ностью выдавать информацию о скоростях объ- ектов и расстоянии до них. Они не зависят от погодных условий, работают в условиях слабой апрель – май 2022 www.secuteck.ru Лидар беспилотника служит для определения расстояния до других объектов и их скоростей Лидары выдают четкую картинку происходящего, отлично работают в непогоду и в ночное время суток

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw