Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 127 освещенности. Минус — с увеличением расстоя- ния от радара существенно уменьшается угол обзора. Стоимость радаров несколько выше, чем у камер, но значительно меньше цены лидаров. 3. Лидары — их излучатели вырабатывают вер- тикальную полосу с помощью от 16 до 128 лазерных лучей. Для создания картинки с охватом 360 град. площадка с лазерами вра- щается со скоростью несколько оборотов в секунду на своей вертикальной оси. Лидары выдают четкую картинку происходящего, опре- деляют расстояния до объектов и их скорость. Обладают хорошей дальностью и высокой ско- ростью работы. Отлично работают в непогоду и в ночное время суток. Минусом лидаров является их стоимость: они дорогие. Слишком дорогие. Возьмем, например, лидар Velodyne HDL-64. Его текущая версия обеспечивает обзор на 360 град. по горизонтали и 27 град. по вер- тикали, диапазон работы 120 м. Число 64 в названии модели — это число лучей, которые отправляют лазеры. Чем их больше, тем точнее и быстрее можно построить карту объектов вокруг. Примерная стоимость такого лидара составляет 75 тыс. долларов. И при этом он не самый надежный: поворотная площадка, на которой находятся лазеры, должна постоянно вращаться, и в какой-то момент поворотный узел может выйти из строя, тотчас лишая бес- пилотник главного источника информации. Для решения этой проблемы инженеры пред- лагают более дешевые лидары без движущихся частей, а также безлидарные системы, где информацию вместо лидаров дают восемь камер, объединенных постоянно обучаемой нейросетью. Собственно процесс движения Процесс движения беспилотника — это непре- рывное выполнение нескольких подзадач в реальном времени. 1. Локализация — определение местоположе- ния беспилотника с сантиметровой точностью. Для этого применяются данные с сенсоров и высокоточные карты. В них уже загружена масса нужной информации, в том числе данные о разметке, светофорах и знаках. Поэтому, к примеру, отсутствие разметки не мешает дви- жению беспилотника. 2. Восприятие — идентификация окружающих объектов. Беспилотник фиксирует их, опреде- ляет скорость и направление движения. 3. Предсказание — система стремится спрогно- зировать поведение других участников дорож- ного движения. Вероятно, самый сложный этап на данный момент: действия людей часто плохо поддаются логическому объяснению. Планирование — суммируя три предыдущие задачи, бортовой компьютер бесплотного авто- мобиля "определяет" собственные действия и отдает команды системам управления. И все это должно занимать миллисекунды. Конечно, для движения беспилотников по горо- ду нужно создать необходимую инфраструкту- ру, прежде всего это 5G-сети, но не сколько для соединения с внешним сервером, сколько для того, чтобы машины имели постоянную связь друг с другом. Беспилотный автомобиль — это, по сути, большой самообучающийся компью- тер, который берет информацию от окружаю- щей среды: например, информация про затор на дороге должна прийти от других автомоби- лей, которые в этой пробке стоят. Будущее за беспилотниками Беспилотники — это будущее автопрома. Но еще несколько лет подождать точно придется. В фантастических фильмах беспилотник выглядит следующим образом: нажимаешь пару кнопок на смартфоне, садишься в салон и спокойно работаешь за ноутбуком или отды- хаешь, пока беспилотный автомобиль не доставит тебя в пункт назначения. В будущем, наверно, все так и будет, но пока, увы, беспи- лотники к этому еще не готовы. А машины без руля и педалей, предполагающие исключи- тельно автономное управление, до сих пор существуют лишь в виде концептов, например Volvo 360с или BMW iNext. Но все меняется, и это случится. Возможно, бес- пилотники в будущем научатся и летать. В ско- ром времени мы увидим дороги, на которых вообще не будет автомобилей, управляемых человеком. Вот только что в эту роботизирован- ную эпоху останется делать людям?.. n Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru СИСТЕМЫБЕЗОПАСНОСТИ Н Ь Ю С М Е Й К Е Р Ы А АРГУС-СПЕКТР, ООО 197342, Санкт-Петербург, ул. Сердобольская, 65, лит. А Тел.: +7 (812) 703-7500 E-mail: mail@argus-spectr.ru www.argus-spectr.ru, стрелец.рф См. ст. "Монтаж "Стрельца-ПРО" в свете новых норм" на стр. 116–117 АРМО-Системы, ООО 125167, Москва, Ленинградский пр-т, 37А, к. 14, БЦ "АРКУС-II" Тел.: 8 (800) 700-3343, +7 (495) 787-3342 E-mail: armosystems@armo.ru http://armosystems.ru См. СПЕЦПРОЕКТ Импортозамещение в системах безопасност и на стр. 48 См. стр. 99 АСПТ Спецавтоматика, ООО 129626, Москва, ул. 3-я Мытищинская, 16, стр. 60 Тел.: +7 (495) 742-6145 E-mail: info@asptgroup.ru www.asptgroup.ru См. СПЕЦПРОЕКТ Автоматические установки пожаротушения на стр. 109 АСТРОН, ОКБ, АО 140080, Московская обл., г. Лыткарино, ул. Парковая, 1 Тел.: +7 (495) 215-1382 E-mail: info@astrohn.ru www.astrohn.com, www.astrohn.ru См. ст. "ОКБ "АСТРОН" – уникальный российский производитель теплови- зионной техникииоптики" н а стр. 40–41 См. СПЕЦПРОЕКТ Импортозамещение в системах безопасности на стр. 50 Б БАЙТЭРГ, ООО 115230, Москва, 1-й Нагатинский пр-д, 10, стр.1 Тел.: +7 (495) 221-6622 E-mail: inform@byterg.ru www.byterg.ru См. СПЕЦПРОЕКТ Импортозамещение в системах безопасност и на стр. 51 БЕВАРД, НПП, ООО 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, влад. 8, стр. 3 Тел.: +7 (495) 505-6341 , +7 (391) 278-9200 E-mail: moscow@beward.ru www.beward.ru См. клапан на 1-й обл. См. СПЕЦПРОЕКТ Импортозамещение в системах безопасност и на стр. 48 См. стр. 77 БИК-ИНФОРМ, ООО 190020, Санкт-Петербург, ул. Бумажная, 9, к. 1 Тел.: +7 (812) 447-9555 E-mail: bic@bic-inform.ru www.bic-inform.ru См. СПЕЦПРОЕКТ Импортозамещение в системах безопасност и на стр. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw