Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 20 порта маршрутной сети, расписаний и внедре- ния общих тарифных и билетных решений для различных видов транспорта (включая город- ской, железнодорожный, воздушный, водный), в том числе с участием субъектов Российской Федерации [1]. Сервис "мобильность как услуга" Развитие мультимодальных перевозок подразу- мевается как создание и развитие сети транспорт- но-пересадочных узлов (ТПУ) с умной инфра- структурой, основанной на принципах "мобиль- ность как услуга" (Mobility as a Service/MaaS). Развитие сервисных моделей в формате "мобильность как услуга" обеспечит возмож- ность реализации единых билетов для оплаты мультимодальных перевозок, приобретения льготных билетов на всей территории страны соответствующими категориями граждан, под- бора оптимальных билетов, а также создаст инструмент мониторинга пассажиропотоков с целью перераспределения транспортных средств на маршрутах и обеспечения связанно- сти городских и пригородных территорий. исходя из мировой практики, ожидается, что сервисы формата "мобильность как услуга" будут применяться на всех видах общественно- го городского и пригородного транспорта, с использованием личного транспорта (такси, каршеринг) и услуг проката средств микромо- бильности [1]. Комфорт пассажиров на ТПУ Комфорт пассажира на транспортно-пересадоч- ных узлах обеспечивается путем внедрения тре- бований к качеству работы узлов, включающих в себя требования к уровню инфраструктуры и качеству сервиса, гигиенические требования, требования к адаптации для маломобильных групп населения. Таким образом, мы должны получить уже к 2024 г. сеть ТПУ, связанных различными видами транспорта и поддержанных цифровыми серви- сами, обеспечивающих максимально быструю, удобную и недорогую доставку пассажиров. ТПУ: вопросы, риски с точки зрения АНВ вот тут возникает вопрос, требующий обсужде- ния экспертным сообществом. ТПУ – это объект транспортной инфраструктуры? или несколько? и какие нормы и правила мы должны приме- нить для их защиты от актов незаконного вме- шательства (анв)? а какие риски для транс- портной сети, для пассажиров возникнут в слу- чае совершения анв? допустим, будет совер- шен анв на одном из ТПУ, готовы ли сервисы MaaS построить обводные маршруты? К счастью, у нас нет опыта и примеров совер- шения анв на транспортно-пересадочных узлах, мы можем лишь теоретически рассуж- дать на эту тему или использовать опыт анализа совершенных терактов на крупных объектах транспортной инфраструктуры для оценки воз- можных последствий. в настоящий момент исследований на эту тему найти не удалось. Сегодня уже запущены и функционируют доста- точно крупные транспортно-пересадочные узлы. Практика, сложившаяся в настоящее время, говорит о том, что подобные объекты "делят" на отдельные участки по видам транс- порта. для защиты от анв применяются различ- ные нормы и правила в зависимости от требо- ваний, предусмотренных для конкретного объ- екта транспортной инфраструктуры. При этом объектом транспортной инфраструктуры для компетентных органов в области обеспечения транспортной безопасности будет являться не весь ТПУ, а только часть, на которой осуществ- ляются технологические операции, связанные с отдельным видом транспорта. владельцы ТПУ как субъекты транспортной инфраструктуры (СТи) вынуждены будут делить систему без- опасности и реализовывать систему мер отдельными мероприятиями, что, безусловно, ее усложнит и сделает дороже. Сопутствующая инфраструктура ТПУ: вопросы и проблемы не стоит забывать, что ТПУ по своей концепции предполагают наличие сопутствующей инфра- структуры и возможных мест массового скопле- ния людей, таких как торговые центры, офис- ные помещения, гостиницы и т.п., защита кото- рых осуществляется в рамках Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Фз "О противо- действии терроризму". в связи с этим владельцам ТПУ придется реали- зовывать целый комплекс мероприятий, осно- ванных на различных, зачастую противореча- щих друг другу требованиях. К ним могут отно- ситься: l постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2020 г. № 1605 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе тре- бований к антитеррористической защищен- ности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных катего- рий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта"; l постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе тре- бований к антитеррористической защищен- ности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных катего- рий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта"; l постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1635 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе тре- бований к антитеррористической защищен- ности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспорт- ной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорирова- нию"; апрель – май 2022 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ и ОБъЕКТОв С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй Рис. 3. Сеть транспортно-пересадочных узлов Рис. 4. Возможная схема размещения КПП в ТПУ. Пример избыточного уровня контроля пассажира при смене видов транспорта

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw