Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 21 l постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1638 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе тре- бований к антитеррористической защищен- ности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных катего- рий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта"; l постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1640 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного и городского назем- ного электрического транспорта "; l постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1641 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе тре- бований к антитеррористической защищен- ности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных катего- рий объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов)"; l постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. № 1642 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе тре- бований к антитеррористической защищен- ности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных катего- рий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта"; l постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 г. № 447 "Об утверждении требований к антитеррори- стической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта без- опасности этих объектов"; l постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 г. № 1273 "Об утверждении требований к антитеррори- стической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасно- сти торгового объекта (территории)"; l постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. №2418 "Об утвер- ждении требований по обеспечению транспорт- ной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства" и др. Готовы ли к этому субъекты транспортной инфраструктуры или проектные организации в рамках реализации постановления Правитель- ства РФ от 31.12.2020 г. № 2418? Какую модель защиты объекта они определят? Предположим, что, скорее всего, ТПУ будет разделен на отдельные участки по видам транс- порта, будут выделены места для контрольно- пропускных пунктов (КПП) и постов досмотра, установлены различные технические средства и инженерные сооружения. Что получим? Пасса- жир, двигаясь из одной части города в другую, сменив 4–5 видов транспорта, пройдет такое же количество досмотровых мероприятий. Это усложняет поездку, делает ее более долгой и дорогой. То есть формальное применение тре- бований приведет к значительному ограниче- нию развития мультимодальных перевозок. Транспортная стратегия: пути решения проблем транспортной инфраструктуры Транспортная стратегия указывает на необходи- мость решения описанного выше комплекса проблем в развитии транспортной инфраструк- туры. в соответствии с этим документом следует развивать и совершенствовать: l использование гибких систем безопасности, обеспечивающих достаточный, но не избы- точный уровень контроля; l эффективную интеграцию различных видов транспорта на транспортно-пересадочных узлах с отсутствием дублирующих и повтор- ных процедур обслуживания [1]. для решения этого комплекса проблем можно предложить следующее: 1. внесение исключений в требования по видам транспорта, в виде: "настоящие требования не распространяются на объекты транспортной инфраструктуры, относящиеся к объектам (тер- риториям), требования к обеспечению транс- портной безопасности (в том числе антитерро- ристической защищенности) которых утвержде- ны иными актами Правительства Российской Федерации". данное решение позволит вла- дельцам ТПУ определить наиболее оптималь- ную модель защиты от анв и реализовать ее на территории всего ТПУ или его части. То есть это один набор мер, инженерных сооружений, тех- нических средств, подразделений транспортной безопасности, объединенных в единую систему. Пассажирам в случае реализации такой модели защиты не придется проходить дополнительные (избыточные) контрольные мероприятия, что сделает поездку быстрее и дешевле. 2. Установление возможности передачи полно- мочий и ответственности субъекта транспорт- ной инфраструктуры другому юридическому лицу (субъекту транспортной инфраструктуры или подразделению транспортной безопасно- сти) на договорной основе. необходимо дать владельцам транспортной инфраструктуры возможность выбора. Если владельцев несколько, то должна быть возмож- ность передачи на договорной основе прав и обязанностей по защите объекта транспорт- ной инфраструктуры от анв одному из вла- дельцев данного объекта. или, например, если у владельца хорошо получается организация качественного сервиса, удобства и безопасно- сти движения перевозки, то у него должна быть возможность передачи полномочий и ответ- ственности другому юридическому лицу (СТи или подразделению транспортной безопасно- сти) на договорной основе. То есть субъект транспортной инфраструктуры сможет доверить функцию защиты от анв профессионалам, имеющим опыт работы, квалифицированный персонал в своем штате, специальные техниче- ские средства и т.д. данное юридическое лицо на договорной основе принимает на себя такие функции, как реализация мер в области обес- печения транспортной безопасности, в том числе осуществление деятельности подразделе- ния транспортной безопасности, использование и/или обслуживание технических средств, организация пропускного и внутриобъектового режима и т.д., при этом оно будет нести ответ- ственность, в том числе административную и уголовную, за обеспечение транспортной без- опасности. 3. необходима разработка концепции защиты ТПУ, внесение в нормы проектирования раздела "Транспортная безопасность", а также разработ- ка соответствующих библиотек для BIM-систем. 4. включение в тариф на перевозку затрат на обеспечение транспортной безопасности. дан- ное решение позволит запланировать бюджет и планомерно реализовать меры по обеспече- нию транспортной безопасности. Список литературы 1. Транспортная стратегия Российской Федера- ции до 2030 года с прогнозом на период до 2035 год, утвержденная Распоряжением Пра- вительства РФ от 27 ноября 2021 г. № 3363-р. 2. https://rosstat.gov.ru/folder/12781 3. https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/DDF- fgtCb/t3-4.xls. n www.secuteck.ru апрель – май 2022 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ и ОБъЕКТОв С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй Редакция советует Объекты транспортной инфраструктуры, в том числе и транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), являются местом повышенной опасности для здоровья и жизни людей. В силу массовости они становятся объектом пристального внимания со стороны нарушителей правопорядка и террористических организаций. Обеспечить безопасность ТПУ и других объектов транспорта и отраслевой инфраструктуры помогут современные разработки наших партнеров. Например, российская производственная компания "БИК-Информ" выпускает серийное оборудование для систем мониторинга и наблюдения на транспорте. Интеллектуальные продукты компании "ВИДАУ СБ" имеют все необходи- мые сертификаты соответствия и могут беспрепятственно применяться на объектах различного назначения, в том числе и на транспорте. Ведущий отечественный разработчик и системный интегратор в области телекоммуникаций ГК "Триалинк" предлагает уникальные технические решения для мониторинга, связи и общественной безопасности, в том числе систему мониторинга технического состояния инженерных конструкций. Надежную физическую защиту территории транспортного узла гарантирует продукция ЗАО "ЦеСИС НИКИРЭТ" – ведущего предприятия РФ по созданию комплексов инженерно-тех- нических средств охраны. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw