Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 27 ми безопасности в цепочке "конфликтная ситуа- ция – инцидент – конфликт – проблема (обес- печения нормативного уровня транспортной безопасности)". в процессе обеспечения безопасности ОТи возможно периодическое возникновение кон- фликтов, наступающих как реакция на инци- дент в случае, когда сформировалась кон- фликтная ситуация. Без инцидента конфликт- ная ситуация может продолжаться и не пере- ходить в конфликт, который является способом разрешения противоречий, выходящим за рамки прав и норм. Конфликтная ситуация, являющаяся почвой и базой для противоправ- ных действий в форме анв, в том числе с помощью притупления бдительности, – это накопившиеся противоречия, содержащие первопричину конфликта. инцидент – это стечение обстоятельств, явившихся поводом для конфликта. анализ показывает, что 80% конфликтов возникает помимо желания кон- фликтующих из-за их психического состояния, незнания о факте существования противоре- чий и непридания им значения. Переход кон- фликта из пассивного в активное состояние происходит в результате события-повода, слу- жащего толчком к началу конфликтных дей- ствий в форме инцидента. Повод может воз- никнуть случайно или планироваться заранее и не являться конфликтом, началом которого является инцидент. Конфликт – это результат накопившихся противоречий Конфликтная ситуация создает угрозу штатному функционированию ОТи и требует мобилиза- ции сил и средств объекта для активного про- тиводействия противоправным действиям и анв или для обеспечения максимально воз- можной защиты ОТи при пассивном противо- действии. Противоборство при инциденте имеет скрытый, завуалированный, не ярко выраженный, локальный характер, а потенциал внешних и внутренних нарушителей, участни- ков конфликта при нем еще не демонстриру- ется. нарушители – реализаторы анв исполь- зуют его как провокацию для подготовки анв и притупления бдительности, отвлечения вни- мания сил безопасности на второстепенные детали. для развития конфликта на этой стадии формирования инцидента внешние и внутрен- ние нарушители осуществляют сбор информа- ции об уровне уязвимости объекта, возможно- стях по мобилизации им дополнительных сил и средств. Конфликтная ситуация является результатом накопившихся противоречий, свя- занных с деятельностью лиц с отклоняющимся (девиантным) поведением или лиц, подготав- ливающих анв, объективно создающим почву для реального противоборства между ними и силами безопасности и персоналом объекта транспортной инфраструктуры. Конфликтная ситуация не является прямым следствием противоречий, и поэтому, опреде- ляя внешнюю ситуацию как конфликтную, силы безопасности и персонал объекта могут дей- ствовать по правилам конфликтного взаимо- действия, переводя этим поведением ситуацию в конфликт, а могут обеспечить его локализа- цию. Этот переход характеризуется факторами, обусловливающими восприятие ситуации как конфликтной, а также способами перехода к конфликтному взаимодействию. Критически важным является рассмотрение ситуации как конфликтной в случае ее несовместимости с целями обеспечения нормативного уровня защиты объекта. восприятие ситуации как кон- фликтной вызвано возникновением угрозы и несовместимостью целей сторон. Таким обра- зом, конфликт – это не характеристика ситуа- ции, а выводы, делаемые силами безопасности и персоналом объекта. Конфликтная ситуация несет в себе угрозу и требует мобилизации ресурсов, чтобы добиться цели стороной-инициатором или обеспечить максимально возможную защиту, если речь идет о пассивном участнике взаимодействия. Причем силы безопасности должны занимать не защитную, оборонительную, а наступатель- ную позицию, несмотря на то, что нарушители, формирующие конфликтную ситуацию, начи- нают действовать первыми. Виды конфликтов Конфликты подразделяются в зависимости от того, как внешняя ситуация воздействует на их возникновение и какую роль играют субъектив- ные факторы. 1. Это могут быть конфликты, вызываемые внешними причинами, когда ситуация вызы- вает одинаковую реакцию сторон, если она объективно конфликтогенна, а позиция сто- рон не имеет значения. Такие конфликты вызываются факторами самой ситуации, а индивидуальные особенности субъектов играют меньшую роль. 2. другой тип конфликтов является результа- том конфликтных ситуаций, вызванных субъ- ективными факторами, не содержащими конфликтогенного начала, но порожденны- ми субъективной склонностью людей видеть в них конфликт. в этом случае большее значение приобретает человеческий фактор и меньшее – объективные особенности ситуации. www.secuteck.ru апрель – май 2022 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ и ОБъЕКТОв С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй Рис. 2. Алгоритм управления инцидентами на ОТИ Рис. 3. Управление проблемами обеспечения безопасности ОТИ П ереход конфликта из пассивного в активное состояние происходит в результате события-повода, служащего толчком к началу конфликт- ных действий в форме инцидента. Повод может возникнуть случайно или планироваться заранее и не являться конфликтом, началом кото- рого является инцидент

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw