Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 65 ственных странах, для ремонта и модернизации имеющихся систем становится затруднитель- ным, а порой и просто невозможным, значит, руководитель организации не сможет выпол- нить требования Правил противопожарного режима. Необходимость модернизации оборудования и вопросы финансирования Какое количество объектов в Российской Федерации используют в системах пожарной безопасности иностранное оборудование, подсчитать сложно. Учитывая, что активное импортозамещение в нашей стране началось только после 2014 г., можно понять, что уста- новленное оборудование используется уже 10 и более лет, а значит, имеет большой срок наработки. Сотрудник государственного противопожарного надзора при проведении инспекторской про- верки в случае выявления нарушений обязан будет выписать штраф и предписание об устра- нении нарушения, которое руководитель орга- низации может устранить, только переоборудо- вав объект. Финансовых средств на переобору- дование объектов, особенно таких крупных, как олимпийские, торгово-развлекательные и спор- тивные центры, может понадобиться очень много. По приблизительным оценкам, на пере- оборудование санно-бобслейной трассы отече- ственными системой пожарной безопасности и системой оповещения и управления эвакуацией потребуется не менее 150 млн рублей. Отечественные производители систем безопас- ности уже зарекомендовали себя. Многие объ- екты оборудованы системами пожарной без- опасности, на слуху крупнейшие – "Рубеж" и "Болид", но одномоментно поменять все системы на отечественные не представляется возможным. Пути решения проблемы На наш взгляд, для поэтапного решения возник- шей проблемы необходимо: 1. Создать реестр всех объектов, на которых установлены системы пожарной безопасности, спроектированные и смонтированные на базе оборудования из недружественных стран. 2. Создать реестр запасных частей и иного имеющегося оборудования, требующегося для поддержания работоспособности систем пожарной безопасности, смонтированных на базе оборудования из недружественных стран. 3. Разработать план модернизации всех объектов с переводом их на отечественные системы пожар- ной безопасности. При этом нужно понимать воз- можности финансирования каждого объекта. 4. Оборудование модернизируемых объектов использовать для поддержания работоспособ- ности немодернизированных. Тут возникает ряд вопросов: например, объекты, финансируемые из бюджетов (федерального, регионального, муниципального) и работающие в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере заку- пок товаров, работ, услуг для обеспечения госу- дарственных и муниципальных нужд", не могут приобретать оборудование, бывшее в употреб- лении. И самое главное: кто будет все это делать? При этом нужно понимать, что это огромная работа, направленная прежде всего на обеспечение безопасности граждан. На наш взгляд, данный вопрос надо рассматри- вать в свете государственной политики Россий- ской Федерации в области пожарной безопас- ности, утвержденной Указом Президента Рос- сийской Федерации от 01.01.2018 г. № 2. В соответствии с пп. "г" п. 14 вышеназванного указа приоритетными направлениями государст- венной политики в области пожарной безопас- ности является в том числе выработка и реали- зация государственной научно-технической политики в области пожарной безопасности. Мы считаем, что с данной работой успешно могут справиться специалисты Всероссийского научно-исследовательского института пожар- ной охраны МЧС России, так как у них имеются научно-технические кадры, а также админи- стративный ресурс МЧС России для сбора и аналитики информации со всех объектов на территории Российской Федерации и под- ключения к решению данного вопроса других министерств и ведомств, в чьем ведении нахо- дятся такие объекты. Мы уверены, что многие специалисты готовы включиться в эту работу совместно с МЧС России. Считаем, что данную практику необходимо рас- пространить и на системы промышленной без- опасности, антитеррористической защищенно- сти и иные системы, функционирование кото- рых критично для объектов на территории Рос- сийской Федерации. n www.secuteck.ru апрель – май 2022 Рис. 2. Скрин программы автоматической пожарной сигнализации М ы считаем, что с работой по организации модернизации систем пожарной безопасности на объектах успешно могут справиться специа- листы Всероссийского научно-исследовательского института пожарной охраны МЧС России, так как у них имеются научно-технические кадры, а также административный ресурс МЧС России для сбора и аналитики информации со всех объектов на территории Российской Федерации и подключения к решению данного вопроса других министерств и ведомств, в чьем ведении находятся такие объекты Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw