Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022
В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 66 В современных условиях перед специалиста- ми транспортной отрасли стоит важная задача – понять и оценить возможный ущерб от происходящего и постараться уже сейчас найти потенциальные пути, чтобы избежать его и предотвратить угрожающие безопасной дея- тельности транспортного комплекса действия, которые могут повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб. Транспортная безопасность в период санкций является крайне важной составляющей обес- печения должного высокого уровня существо- вания всей транспортной отрасли. Первый шаг в решении любой проблемы – это признать ее существование. Попробуем сделать его вместе! Вектор развития – безопасность транспортного комплекса На протяжении ХХ века в силу объективных причин транспортной безопасности не уделя- лось должного внимания ни одной страной в мире. Исключением являлся воздушный транспорт, где технологии досмотра и выявле- ния опасных предметов и веществ, а также нарушителей начали выходить на передний план. Поворотным моментом в мировой истории стала серия из четырех террористических актов, совершенных 11 сентября 2001 г. в Соединен- ных Штатах Америки членами террористиче- ской организации "Аль-Каида". По официаль- ным данным, жертвами терактов стали 2 977 человек, среди погибших были граждане США и еще 91 государства. События 11 сентября повлекли за собой обширные политические, экономические и социальные последствия по всему миру. Произошедшее заставило большинство стран пересмотреть свое отношение к вопросам обеспечения транспортной безопасности не только в сфере авиации, но и на всех видах транспорта. Отечественная история начала ХХI века также насчитывает немалое количество совершенных террористических атак, поэтому вектор разви- тия государством транспортной безопасности был совершенно оправданным и ожидаемым. Одним из первых шагов стал Указ Президента РФ от 15.02.2006 г. № 116 "О мерах по про- тиводействию терроризму", благодаря которо- му в целях совершенствования государствен- ного управления в области противодействия терроризму был образован Национальный антитеррористический комитет и антитерро- ристические комиссии в субъектах Российской Федерации. Мощный толчок развитию этого направления придал Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транспортной безопасности", определивший целями обеспечения транс- портной безопасности устойчивое и безопас- ное функционирование транспортного ком- плекса, защиту интересов личности, обще- ства и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешатель- ства. Именно с появления данного нормативного акта начало формироваться многофункцио- нальное интегрированное направление дея- тельности, которое впоследствии Указом Пре- зидента РФ от 31.12.2015 г. № 683 было закреплено как важная составная часть нацио- нальной безопасности. Благодаря Федеральному закону № 16-ФЗ начала создаваться нормативная правовая база, развиваться профильные направления деятельности (специализированные и атте- стующие организации, учебные центры), началось оснащение объектов транспорта и транспортных средств инженерно-техниче- скими средствами обеспечения транспортной безопасности. При этом важно отметить, что обеспечение безопасности на воздушном транспорте в Рос- сии больше не являлось приоритетом, в отли- чие от большинства стран мира. Подход к соз- данию системы безопасности на транспорте поистине принял комплексный системный характер. После подписания Указа Президента РФ от 31.03.2010 г. № 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте", который стал реакцией на тер- акты в Московском метрополитене, был разра- ботан комплекс мер по антитеррористической защищенности. В основу комплексной программы заложены принципы и механизм реализации Федераль- ного закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ "О транс- портной безопасности", определяющего еди- ный порядок построения системы обеспечения транспортной безопасности в Российской Феде- рации. Вектор государственной политики – создание системы обеспечения транспортной безопасно- сти всех видов транспорта – находится в посто- янном развитии и направлен на оптимизацию и совершенствование существующих технологий и механизмов. Оптимизация приобретает осо- бое значение в период экономических и поли- тических санкций. апрель – май 2022 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Конференция "Терроризм и безопасность на транспорте", Форум "Технологии безопасности", Москва, 2022 г. Транспортная безопасность в период санкций В последнее время санкции и противодействие им стали неотъемлемым элементом российской экономики. Транспортная отрасль в целом и транспортная безопасность в частности не являются исключением. В статье поговорим о влиянии экономических санкций на транспортную безопасность России и о том, с чем сегодня сталкиваются специалисты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw