Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 68 вития является взаимодействие представителей государственной власти, бизнеса и транспорт- ного сообщества. На форумах и конференциях в этот период был заметен резкий отток участ- ников, связанный с общей эпидемиологической обстановкой, а также ухудшением финансовой ситуации отдельных предприятий. В 2022 г. произошло очередное обострение гео- политической ситуации, за которым последова- ла новая волна санкций и ограничений в отно- шении российской экономики. Транспортная инфраструктура в целом и направление транс- портной безопасности в частности так или иначе интегрированы в мировую экономику, и окон- чательно оценить последствия происходящего нам еще только предстоит. Ситуация с закупками оборудования в настоящее время Пожалуй, главным негативным фактором для транспортной безопасности в настоящее время считается глобальный рост цен на оборудова- ние, связанный с санкциями против российских компаний и уходом с рынка многих зарубеж- ных производителей систем безопасности. Важно понимать, что большинство транспорт- ных предприятий страны ведет плановую эко- номику, предусматривая закупки и обновление технических систем в будущих периодах. А поскольку оборудование выросло в цене и продолжает расти, то спрогнозировать свою закупочную деятельность сейчас просто невоз- можно. Поэтому многие ставят этот процесс на паузу, не желая заключать заведомо невыпол- нимые контракты с исполнителями и поставщи- ками. В данный период возникает необходимость пересмотра выделенных лимитов финансиро- вания для планируемых договоров и необходи- мость нового формирования начальных стои- мостей закупочных процедур, в том числе в связи с аннулированием ранее направленных коммерческих предложений от поставщиков. В таблице приведен пример увеличения стои- мости на отдельные позиции оборудования систем безопасности. Более тяжелая ситуация у исполнителей и заказчиков, у которых договоры уже заключе- ны, а изменение цен произошло буквально в процессе, и предвидеть подобные глобальные изменения в экономике при заключении конт- рактов ранее было практически нереально. Поэтому некоторые договоры сейчас растор- гаются по обоюдному соглашению сторон. Большинство технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности импортного производства, а те, которые про- изводятся в нашей стране, имеют много ком- плектующих от иностранных компаний. Некоторые организации, осуществляющие тех- ническое обслуживание и ремонт систем без- опасности, предусмотрительно произвели закупки оборудования, которого должно хва- тить до конца 2022 г. Опять же, речь идет о компаниях среднего и крупного масштаба, обладающих достаточными финансовыми подушками безопасности. В итоге приостановились поставки ряда ком- плектующих, необходимых для построения крупных интегрированных систем безопас- ности, не имеющих аналогов/эквивалентов (для серверного оборудования, процессо- ров, а также некоторого программного обес- печения), в результате чего возникла невоз- можность формирования спецификаций проектных решений, срок реализации кото- рых составляет от полугода. В настоящее время распродаются остатки обо- рудования, находящегося на складах поставщи- ков. Информация о поступлении новых партий, стоимости и сроках поставки не предоставляет- ся. Таким образом, проектные организации не имеют полной информации о марках и моделях оборудования, которое можно будет приобре- сти, когда настанет время реализации проекта, а также его возможной стоимости. Что касается закупки этих остатков оборудова- ния, то существует необходимость 100% оплаты его стоимости при размещении заказов, на что многие государственные транспортные пред- приятия пойти не могут, так как в основном контракты заключаются при условии оплаты услуг только после их завершения. Как правило, крупные организации с государственным уча- стием заключают договоры без авансирования – в текущих реалиях это приводит к уменьшению числа организаций, готовых осуществить поставку оборудования на таких условиях. Период неопределенности В настоящее время процессы интеграции и глобализации охватывают практически все сферы. Современная мировая экономика характеризуется тесной взаимосвязью эконо- мик отдельных стран, поэтому мы можем рассматривать ее как систему, для четкого функционирования которой необходима исправность и правильная работа всех составляющих. Соответственно, выход из строя одного или нескольких элементов ведет к сбою работы всей системы [3]. Сегодня время вся мировая экономика нахо- дится в процессе изменений и резких колеба- ний, что создает сложности для ведения дея- тельности плановым образом и стабильного развития. Это касается всех отраслей россий- ской экономики, где транспорт занимает важ- ное место. Перед направлением транспортной безопасно- сти стоит непростая задача: сохранить все, что было создано за последние 20 лет, и в то же время продолжать противостоять повысившим- ся угрозам совершения актов незаконного вме- шательства в деятельность транспортного ком- плекса. Для этого важно преодолеть период неопре- деленности, существующий в настоящее время, как можно раньше. Особенно это касается технических систем безопасности, ведь обеспечить защиту объектов только силами физической охраны, как раньше, уже не получится. В последние годы многие усилия по разви- тию транспортной инфраструктуры своди- лись к модернизации и автоматизации тех- нологических процессов. То же самое про- исходило и в сфере безопасности. Сегодня многие ключевые объекты транспорта осна- щены системами видеонаблюдения, сигна- лизации, контроля доступа, связи и пр. Важно не допустить резкого увеличения количества сбоев в работе оборудования безопасности. Ведь в конечном итоге это может привести не только к возникновению чрезвычайных ситуаций, но и уничтожению 20-летней работы огромного количества специалистов данной области. Список литературы 1. Захряпин В.Ю. Совершенствование госу- дарственной политики в области обеспечения транспортной безопасности // Транспорт Рос- сийской Федерации. 2017. № 2 (69). С. 3–6. 2. Рыбин О.А., Попов В.В. Пути повышения транспортной безопасности на основе оценки функционального резерва элементов транс- портного комплекса // Вестник Санкт-Петер- бургского университета Государственной про- тивопожарной службы МЧС России. 2013. С. 16–23. 3. Всяких М.В., Бакаева А.В. Санкции в отно- шении РФ и их последствия // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 6 (46). С. 143–149. n апрель – май 2022 www.secuteck.ru Системы досмотра в аэропорту Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw