Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022
В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 69 Владимир Балановский Ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, профессор Академии военных наук Владимир Подъяконов Научный сотрудник Научно- исследовательского отдела военно- гуманитарных исследований Военного университета МО РФ, член комиссии РАН по техногенной безопасности, к.и.н. Владимир Денисов Доцент кафедры "Комплексная безопасность и специальные программы", РАПС (РУТ МИИТ), к.в.н. В условиях системного противоборства с кол- лективным Западом необходимо отобрать в "гражданской" сфере комплекс инструментов, который можно использовать для построения стратегии эффективного обеспечения безопас- ности населения РФ. SWOT-анализ в новой аббревиатуре Одним из таких методов анализа оперативной обстановки для построения стратегии обеспече- ния безопасности является SWOT-анализ. Этот метод должен быть модифицирован в СиСлВУ- анализ к условиям управляемого хаоса и когни- тивной войны. Он может использоваться при разработке стратегии развития мер и проектных решений обеспечения транспортной безопасно- сти с учетом всех главных факторов – движу- щих сил для успешного устойчивого развития РФ. При этом также рассматриваются ресурсы и возможности внутри страны и внешние фак- торы. Простое понимание этих моментов уже экономит бюджет и время. Это метод стратегического планирования, заклю- чающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды объекта (под которым в данной ситуации подразумевается сфера транспортной безопасности). В условиях санкций метод может использоваться для выработки тактико-техниче- ских характеристик компонентов и систем без- опасности, а также в процессе формирования технических заданий на их разработку. СиСлВУ-анализ предполагает, что для успешно- го решения проблем обеспечения транспортной безопасности необходимо учитывать следую- щие характеристики: 1. Си – сильные стороны. Это преимущества, ценности, уникальные навыки населения РФ. Благодаря им государство чувствует уверен- ность в противоборстве, когнитивной борьбе. 2. Сл – слабые стороны, над которыми пред- стоит работать. Недостатки: где и в чем РФ про- игрывает конкуренту. Эти характеристики тор- мозят, мешают развитию, тянут назад. 3. В – возможности, в том числе неиспользуе- мые. Это рычаги, которые поддаются прямому воздействию. 4. У – угрозы. Трудности, внешние факторы, которые не зависят от принимаемых решений. Сильные (Си) и слабые (Сл) стороны являются факторами внутренней среды защищаемого объекта транспортной инфраструктуры (ОТИ) – тем, на что сам объект способен повлиять. Возможности (В) и угрозы (У) являются факторами внешней среды (тем, что может повлиять на ОТИ извне и при этом не контролируется ОТИ). Объектом СиСлВУ-ана- лиза в данном случае являются системы без- опасности и их компоненты, которые в усло- виях санкций необходимо срочно "освобо- дить" от иностранных комплектующих. СиСл- ВУ-анализ может быть представлен в виде таб- лицы (табл.1). СиСлВУ-анализ эффективен при осуществлении начальной оценки текущей ситуации, однако он не может заменить выработку стратегии разра- ботки проектных решений систем безопасности или качественный анализ динамики их разви- тия в условиях изменяющейся оперативной обстановки. Сильные стороны СиСлВУ-анализа: l универсальность метода, применимого в самых разнообразных сферах экономики и управления; l гибкость метода со свободным выбором ана- лизируемых элементов, в зависимости от поставленных целей; l использование метода не требует специ- альных знаний и наличия узкопрофильного образования. Недостатки: l СиСлВУ-анализ показывает только общие факторы. Конкретные мероприятия для достижения поставленных целей надо разра- батывать отдельно; l зачастую при СиСлВУ-анализе происходит лишь перечисление факторов без выявления основных и второстепенных, без детального анализа взаимосвязей между ними; l метод дает статичную картинку без развития в динамике; l результаты СиСлВУ-анализа представлены в виде качественного описания, в то время как для оценки ситуации часто требуются количественные параметры; l метод зависит от позиции и знаний того, кто его проводит; l для качественного СиСлВУ-анализа необхо- димо привлечение больших массивов информации из самых разных сфер, что требует значительных усилий и затрат. Задача СиСлВУ-анализа – дать структурирован- ное описание ситуации – оперативной обста- новки, в данном случае в сфере транспортной безопасности, относительно которой нужно принять решение. Выводы, сделанные на его основе, носят описательный характер, без реко- мендаций и расстановки приоритетов. Для более полной отдачи от метода используется также построение вариантов действий, осно- ванных на пересечении полей. Для этого после- довательно рассматривают различные сочета- ния факторов внешней среды и внутренних свойств защищаемого ОТИ. Рассматриваются все возможные парные комбинации и выде- ляются те, что должны быть учтены при разра- ботке стратегии: l поле СиВ показывает, какие сильные стороны необходимо использовать, чтобы получить отдачу от возможностей во внешней среде; l поле СлВ показывает, за счет каких возмож- ностей внешней среды объекта возможно преодолеть имеющиеся слабости; l поле СиУ показывает, какие силы необходимо использовать для устранения угроз; l поле СлУ показывает, от каких слабостей необходимо избавиться, чтобы попытаться предотвратить угрозу. www.secuteck.ru апрель – май 2022 В ажно иметь в виду, что в условиях санкций и повсеместного импор- тозамещения в качестве конкурентного оборудования может рассмат- риваться и ранее произведенное собственное оборудование с иностран- ными компонентами Таблица 1. СиСлВУ-анализ Положительное влияние Отрицательное влияние Внутренняя среда Си (свойства системы безопасности, дающие Сл (свойства, ослабляющие преимущества перед другими) систему безопасности) Внешняя среда В (внешние вероятные факторы, дающие У (свойства, ослабляющие дополнительные возможности для достижения цели) систему безопасности) Новые инструменты создания систем безопасности в условиях санкций В последние несколько лет НАТО разрабатывает новый вид боевых действий, назвав их когнитивной войной. Новый метод включает в себя "взлом личности" путем исполь- зования "уязвимостей человеческого мозга" для реализации более сложной "соци- альной инженерии" и представляет собой "милитаризацию наук о мозге". Цель натов- ской "битвы за ваш мозг" в "человеческой сфере" – "сделать каждого оружием". Как можно противостоять подобным воздействиям, особенно под санкциями?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw