Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 70 Поскольку СиСлВУ-анализ в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять к любым ОТИ для построения стра- тегий в самых различных областях деятельности по обеспечению транспортной безопасности, в данном случае в сфере обеспечения транспорт- ной безопасности в условиях санкций. После проведения анализа слабых сторон нужно разрабатывать пути исправления ситуации. При этом необходимо учитывать, что угрозы бывают контролируемыми и неконтролируемыми. На контролируемые угрозы могут повлиять органы государственной власти и устранить их. Неконтро- лируемые угрозы (например, как в данном случае угроза санкций) не поддаются влиянию, можно лишь смягчить их последствия. В результате про- ведения анализа появляется возможность устра- нить недостатки (слабые стороны) за счет внед- рения новых технологий, решений (возможности) и усилить свои преимущества (сильные стороны). СиСлВУ-анализ учитывает также категорию внеш- них причин – угроз в данном случае – для устой- чивого развития нашего государства даже в усло- виях санкций. Это принятие новых законов, кор- ректировка политической и экономической ситуа- ции в стране и ряд других факторов. В процессе СиСлВУ-анализа рекомендуется придерживаться следующих правил: 1. Фокусироваться на конкретном направлении обеспечения безопасности, в данном случае на ее транспортной составляющей. 2. Важным является выявление "своих" сильных и слабых сторон. При определении возможно- стей необходимо ориентироваться на внутрен- ние факторы, которыми государственные орга- ны РФ могут управлять. 3. При проведении СиСлВУ-анализа необходи- мо получить объективные результаты, поэтому следует использовать точные формулировки характеристик и избегать пространных, дву- смысленных определений. Варианты СиСлВУ-анализа в условиях санкций В условиях санкций должны использоваться три варианта СиСлВУ-анализа. Экспресс-СиСлВУ-анализ Применяется для выявления сильных сторон РФ. В ходе оценки упор делается на существующие преимущества и возможности улучшения внут- ренних факторов, которые будут успешно проти- востоять воздействию извне. Затем определяют, как улучшить ситуацию и что для этого сделать. Экспресс-диагностика может проходить в фор- мате мозгового штурма. Она идеальна для опе- ративного определения тактико-технических характеристик системы безопасности и ее эле- ментов. Главный плюс, который дает экспресс- метод, заключается в наглядности характеристик. Сводный СиСлВУ-анализ Оперирует основными показателями деятельно- сти транспортного комплекса в сфере обеспече- ния транспортной безопасности на конкретный момент времени и на будущий период. Он поз- воляет оценить стратегически значимые факто- ры для формирования систем безопасности ОТИ. Здесь сравнивают показатели за опреде- ленный промежуток времени и прогнозируют, как они изменятся в будущем. То есть смотрят, как было, что есть, что будет в перспективе. После исследования необходимо проработать варианты стратегии. Для анализа нужны точные значения, поэтому эта процедура требует подго- товки. Достоинство этого вида анализа в неза- медлительном переходе от исследований к раз- работке стратегии развития мер противодей- ствия актам незаконного вмешательства (АНВ), в том числе терактам. Недостаток – сложность проведения. Смешанный СиСлВУ-анализ Гибрид сводного и экспресс-анализа. При его проведении выполняют минимум три варианта стратегических исследований. Учитывают все, кроме количественной оценки, потому что коли- чество не гарантирует качество транспортной безопасности. Все данные сводятся в таблицу для перекрестного анализа. Главная задача экспер- тизы – провести углубленный анализ, прорабо- тать все факторы и найти решение. Достоинство этого вида анализа в глубине проработки. При проведении СиСлВУ-анализа необходимо: l подкреплять используемую информацию фактами; l оценивать информацию объективно, привле- кая несколько специалистов из разных обла- стей знаний; l выбирать только значимые вопросы; l заполняя матрицу, вносить только ключевые решения. Выполнять СиСлВУ-анализ следует поэтапно: l выделить ключевые вопросы по каждому пункту; l ответить на вопросы, привлекая специалистов из соответствующих направлений; l внести полученные ответы в матрицу; l на основании полученных данных разрабо- тать варианты стратегии и внести в расширен- ную матрицу. Внесение вопросов и ответов в матрицу нужно для того, чтобы результат стал простым и понят- ным. Преимущество СиСлВУ-анализа в том, что он помогает получить цельный системный взгляд на все проблемные стороны обеспечения транс- портной безопасности, оценить свои сильные стороны и возможности. Это дает возможность исправить недостатки, предотвратить угрозы. СиСлВУ-анализ дает понимание, как бороться с реализаторами АНВ и свести риски к минимуму. Исследование помогает сформировать тактико- технические характеристики и проектные реше- ния систем для обеспечения нормативного уров- ня транспортной безопасности и составить эффективную стратегию противодействия АНВ. Алгоритм выполнения СиСлВУ-анализа Алгоритм включает выполнение работ по семи этапам: 1. Определение основных целей и задач по противодействию АНВ. Выясняется, какие моти- вы преследует нарушитель, как внешний, так и, что особенно важно в современных условиях, внутренний. Используя СиСлВУ-анализ для обеспечения транспортной безопасности, необходимо отдавать себе отчет в том, что раз- работанные меры будут инновационными, но не уникальными, так как в мире террористиче- ского противоборства уже сформировались конкуренты с достаточно эффективными инструментами проведения АНВ. Нам нужно выявить слабые и сильные стороны своих мер, а также найти свою стратегию противодействия им. Необходимо выявить свою сильную сторо- ну с учетом экономии ресурсов (что особенно важно в условиях санкций), не потеряв при этом в качестве систем безопасности. 2. Составление списка сильных и слабых сторон существующей сферы транспортной безопасно- сти РФ. Можно использовать следующие вопросы или аналогичные: l В чем силен наш подход к обеспечению транспортной безопасности? l Есть ли преимущества в технологиях, методи- ках работы перед зарубежными системами обеспечения транспортной безопасности? l Какие характеристики у систем транспортной безопасности РФ? l Что мы делаем лучше Запада в сфере обес- печения транспортной безопасности? l Какие сферы мы освоили "на отлично", поми- мо основной деятельности? l В чем мы слабы по сравнению с Западом? l Что мешает внедрять инновации в сферу транспортной безопасности для повышения ее эффективности? l Что мешает развивать транспортную безопас- ность по стратегическому плану? СиСлВУ-анализ – действенный инструмент "отрезвления", реального представления опера- тивной обстановки в сфере транспортной без- опасности. Метод позволяет наглядно показать, как соотносятся между собой ситуация в транс- портном комплексе РФ и ее субъективное вос- приятие. Обеспечение транспортной безопасно- сти в РФ не может опираться только на желание понимать истинное положение дел и возможную реакцию населения РФ на АНВ. Нереалистичные заявления и обещания обеспечить защиту от АНВ приведут к волне критики, умноженной на силу СМИ и Интернета. Так можно нанести сильный урон репутации властных структур РФ. Поэтому необходимо постоянно проводить анализ реаль- ного положения дел в сфере транспортной без- опасности, в том числе оценку того, как преды- дущие меры и проектные решения изменили позиции защиты нормативного уровня транс- портной безопасности. Самый объективный источник – отзывы населения. Необходимо ана- лизировать отзывы на независимых платформах. Безусловно, люди готовы транслировать негатив чаще, чем позитивную информацию, которую они воспринимают как норму. Однако претензии могут сказать многое о качестве защиты ОТИ или даже независящих факторах. 3. Ответы на эти вопросы группируются в таб- лице с присвоением класса "сильные и слабые стороны". Проводится экспертиза с привлечени- ем специалистов разных областей. 4. Формулируются возможности государствен- ных органов РФ по обеспечению транспортной безопасности. Анализ преимуществ позволяет определить, какие внутренние ресурсы помогут устранить недостатки. СиСлВУ-анализ статичен, апрель – май 2022 www.secuteck.ru Таблица 2. Парные комбинаций СиСлВУ- анализа Возможности Угрозы Сильные стороны СиВ СиУ Слабые стороны СлВ СлУ

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw