Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 71 он показывает положение дел в момент прове- дения. Именно поэтому используется экспресс- анализ для разработки стратегии противодей- ствия в результате изучения тенденции исполь- зования АНВ в РФ: ключевых противников, их политики, регионов и сфер, в которых они активно ведут деструктивную деятельность. Так, к сильным сторонам РФ относится высокий уро- вень обеспечения транспортной безопасности. Экспресс-анализ показал преимущества и у про- тивника – агрессивное продвижение информа- ционных технологий в СМИ и Интернете для дискредитации принимаемых нами мер и про- ектных решений по обеспечению транспортной безопасности. СиСлВУ-анализ помогает понять, какими решениями можно изменить ситуацию. Может оказаться, что эти решения только усугу- бят проблему. Анализ пересечений может пока- зать, что простое наращивание активности по предложению новых видов оборудования не поможет. Активность могла бы на первых порах создать положительный эффект, но затем дефи- цит качественных решений вызовет негатив со стороны пользователей. Для более глубокого анализа проводится ком- плексный аудит существующих процессов обес- печения транспортной безопасности. Если для экс- пресс-анализа достаточно работы с группой экс- пертов, то комплексное исследование предпола- гает опрос экспертов различной направленности и различного уровня. Необходимо изучать их взаи- модействие внутри задач, параллельно корректи- ровать их содержание в соответствии с проведен- ным ранее СиСлВУ-анализом. В результате появляется возможность целенаправленно пере- страивать внутренний процесс формирования систем безопасности и планировать его, что поз- волит снизить количество операционных вопросов и сосредоточиться на стратегическом развитии. 5. Определяются риски, которые могут повлиять на стратегию развития мер, проектных решений и систем транспортной безопасности. Это внеш- ние факторы: противодействие противнику, изменение законов, политические санкции и пр. Выясняется все, к чему нужно быть гото- вым в ближайшее время. Применительно к изменениям внешней среды, которые могут негативно повлиять на положение дел в сфере транспортной безопасности, СиСлВУ-анализ позволяет получить ответы на вопросы, которые обычно считаются нерешаемыми: l какие сильные стороны систем безопасности позволят эффективно противостоять наруши- телям; l этапы действий, чтобы добиться поставлен- ных целей; l список угроз, которые могут помешать, и решения, как с ними бороться; l какие слабые стороны не дают развиваться и как их устранить. Полученные ответы дают четкий план и перекры- вают возможные опасности по реализации АНВ. 6. Включение возможностей и рисков в таблицу. Проведение анализа вариантов того, как можно использовать "силу" для преодоления "слабости" и эффективной защиты от неконтролируемых факторов. Матрица решений содержит действия, которые нужно предпринять для обеспечения транспортной безопасности. Чтобы заполнить матрицу, необходимо сопоставить разные группы факторов. Составление матрицы подразумевает разбивку информации по группам. В результате получится четыре варианта комбинаций: l Си + В – линия силы, то есть изучаются силь- ные стороны и возможности для того, чтобы стать еще лучше, определить, какие сильные стороны помогут реализовать возможности; l Сл + В – линия улучшения, то есть как исполь- зовать возможности для нивелирования недостатков и как слабые стороны могут помешать воспользоваться возможностями. На этом пересечении нужно найти решения, которые уберут недостатки и позволят реали- зовать возможности; l Си + У – линия защиты, то есть как преимуще- ства защитят от неконтролируемых внешних факторов. Устоит ли система мер и проектных решений под санкциями и пр., то есть как сильные стороны помогут защититься от угроз; l Сл + У – линия предупреждения, то есть какие мероприятия запустить, чтобы пред- упредить будущие риски, какие слабые сто- роны повышают вероятность, что угрозы навредят процессу обеспечения транспортной безопасности. После соотнесения всех сильных и слабых сто- рон, возможностей и угроз формируют список конкретных решений: что можно сделать, чтобы повысить эффективность обеспечения транс- портной безопасности или не допустить провала в будущем. Решениям, найденным в результате анализа, присваивают приоритеты и последова- тельно внедряют их. Для получения ценной информации в результате СиСлВУ-анализа для успешного противодействия АНВ необходимо применение корреляционного СиСлВУ-анализа. Необходимо составить таблицу, в которой столбцами будут сильные и слабые стороны, а строками – возможности и угрозы. После этого необходимо определить оценки влияния факторов. Далее необходимо сформировать выводы по группам: сильные стороны + воз- можности, сильные стороны + угрозы, слабые стороны + возможности, слабые стороны + угрозы. Выводы помогут формировать эффек- тивные управленческие решения для реализа- ции парадигмы транспортной безопасности на новом уровне в условиях санкций. 7. Разработка стратегии (парадигмы) развития мер, проектных решений и систем транспортной безопасности на основе полученных данных. Выводы по СиСлВУ-анализу делают на основе двух методик: быстрого просмотра и на основе составления матрицы. Первый вариант занимает 20–30 минут и заключается в том, чтобы отки- нуть все лишнее и сконцентрироваться на прио- ритетных задачах, например усилить конкрет- ные меры обеспечения транспортной безопас- ности за счет имеющихся возможностей. Эти два метода необходимо использовать вместе. Сначала делают быстрый просмотр результатов с выявлением приоритетных направлений. Сле- дующим шагом выстраивают матрицу по стра- тегическим линиям. Этот алгоритм позволяет оценить оперативную обстановку и определить пути развития. Он не дает указаний относитель- но того, что делать, но является стимулом для определения направлений деятельности, чтобы эффективно действовать применительно к дан- ной оперативной обстановке. СиСлВУ-анализ в сфере транспортной безопасности в условиях управляемого хаоса аналогичен маркетинговым исследованиям, проводимым с целью опреде- ления сильных и слабых сторон планирования эффективной рабочей стратегии. После прове- денного СиСлВУ-анализа становится понятно, куда следует направить наибольшие усилия при формировании систем безопасности. Однако наряду с сильными сторонами у СиСл- ВУ-анализа есть и минусы: l невозможность получения точных цифр; l не всегда достаточный уровень вероятности прогнозов и стратегий; l кратковременность стратегии (так как факто- ры меняются постоянно); l СиСлВУ-анализ не подходит для оценки дол- госрочных проектов. Быстро и эффективно Проанализировав сильные и слабые стороны метода, становится ясно, что комплексный СиСлВУ-анализ систем безопасности необходи- мо проводить как минимум один раз в год, а экспресс-анализ – ежеквартально или исходя из складывающейся оперативной обстановки. Анализ позволяет сделать вывод о том, что инструменты обеспечения транспортной без- опасности важно постоянно совершенствовать и адаптировать под стремительно меняющиеся условия управляемого хаоса. Для этого необхо- димы анализ и выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей для развития новых стратегических решений в транспортной безопасности. С этой задачей поможет успешно справиться СиСлВУ-анализ. На его периодическое проведение затрачивает- ся всего несколько часов, а в результате появляется возможность получить данные, которые позволят сформировать стратегию раз- вития систем обеспечения транспортной без- опасности исходя из оперативной обстановки. Появляется возможность оперативно проверить с помощью СиСлВУ-анализа свои сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности для развития успешной стратегии обеспечения транспортной безопасности. Итак, проведение СиСлВУ-анализа позволяет: l определить внешние и внутренние факторы, которые влияют на ОТИ, его деятельность в сфере транспортной безопасности; l оценить возможности и использовать их для противодействия АНВ; l установить слабые и сильные стороны дея- тельности ОТИ в сфере транспортной безопас- ности путем построения матрицы; l понять, как обстоят дела в сфере транспорт- ной безопасности сейчас и что будет в пер- спективе. Так как СиСлВУ-анализ – метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды транс- портной безопасности ОТИ, то его можно исполь- зовать при разработке стратегии обеспечения транспортной безопасности как в субъекте, так и объекте транспортной инфраструктуры, а также для самоанализа профессионального и личност- ного роста сотрудников сил безопасности. n www.secuteck.ru апрель – май 2022 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw