Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 72 П оскольку в первые 20 лет существования автомобилей в них не было стартера (он начал применяться только в 1910 г.), запуск двигателя производился с помощью специ- альной ручки. Поэтому средства защиты тоже были механическими. Это различные блокира- торы, устанавливаемые на руль, колеса, капот. Замки у них были довольно простыми, так что устройства не представляли особой сложности для профессиональных преступников. Позже стали применяться встраиваемые устройства, имеющие бóльшую надежность. Вместе с появлением стартера стал применяться и замок зажигания. Поворот ключа замыкал цепь зажигания, и мотор заводился. Казалось бы, это решало проблему угонов, но увы. Пре- ступники нашли способ завести машину без ключа. Для этого требовалось отсоединить про- вода от замка зажигания и восстановить цепь питания. Значит, надо было как-то оповестить окружающих о попытке угона. Противоугонные системы. Первые шаги Первая противоугонная система, оборудован- ная сиреной оповещения, была продемонстри- рована в Америке в 1920 г. Она имела механи- ческую связь с ведущим валом двигателя с помощью кулачкового механизма, и при попытке провернуть ведущий вал двигателя кулачки редуктора отключали питание системы зажигания и запускали сирену. Сам механизм устройства находился в запаянном корпусе, прикрепленном к картеру двигателя. Замок сиг- нализации прятали в секретном месте автомо- биля. Первая электронная сигнализация появилась в середине 60-х гг. Как правило, она блокиро- вала цепь питания зажигания и запускала сире- ну при несанкционированном вскрытии дверей автомобиля. Тумблер установки и снятия с охра- ны маскировали в различных местах в салоне. Вскоре появились иммобилайзеры. Эти устрой- ства блокировали сразу несколько электриче- ских цепей автомобиля. Но для профессиональных автоворов это не представляло особой преграды. Достаточно было вскрыть капот, отключить сирену и после того спокойно искать тумблер снятия с охраны, благо места его установки разнообразием не отличались. В начале 70-х гг. появились первые радио- управляемые сигнализации. Они были односто- ронними. Постановка на охрану и управление другими функциями осуществлялись с брелока, а на попытку угона машина отвечала звуковой и световой сигнализацией. Радиоуправляемые сигнализации были гораз- до удобнее предшественников: не надо было прятать в салоне машины кнопку отключения устройства. Но появилась проблема идентифи- кации системой "своего" брелока. В первых бесконтактных системах использовались коды до 512 комбинаций, на что угонщики стали использовать сканер, последовательно вос- производивший коды в формате устройства, которое требовалось взломать. Например, чтобы открыть код 512, угонщикам требова- лось не более одной минуты. Тогда производи- тели автосигнализаций стали внедрять техно- логию антисканирования. Суть ее заключается в том, что после приема неверного кода систе- ма временно блокируется и разблокировать ее можно только неоднократным верным набо- ром цифр. Таким образом, подбор кода стал бессмысленным, для разблокирования систе- мы потребовалось бы очень много времени. Все это работало, пока у преступников не появились код-грабберы. Технологичные противоугонные средства vs код-граббер Код-граббер – это прибор, который постоянно сканирует эфир, фиксирует передачу кода с брелока и записывает его себе в память. Чтобы исключить эту возможность, был изобре- тен динамический (плавающий) код. Он делает бессмысленным как подбор кода, так и пере- хват его из эфира. Но при всех преимуществах динамического кода всегда остается возмож- ность, что преступникам станет известен алго- ритм дешифровки (не исключена утечка от про- изводителя сигнализаций), и тогда вскрыть систему не составит труда. Для устранения этой уязвимости был разрабо- тал D2-код. Принцип его работы в том, что каж- дому брелоку кроме разрядного кода еще добавляется индивидуальный алгоритм дешифровки. Считается, что это тот уровень секретности, которого хватит на ближайшие 30 лет. Но односторонние сигнализации не стали удов- летворять потребителя по двум причинам: 1. При большом скоплении машин, например на парковке перед торговым центром, при небольшом разнообразии мелодий сирены трудно определить, что сигналит именно ваша машина. 2. Во многих городах принят закон о тишине. Да и кого не бесила сработавшая среди ночи сигнализация, особенно когда владелец не спе- шил ее выключать! Поэтому возник спрос на менее шумный способ оповещения об попытке угона, чем сирена. Радиоуправляемые охранные системы В 1972 г. разработали первую радиоуправляе- мую охранную систему с функцией оповещения на автомобильный пейджер. Она была обору- дована передатчиком, который передавал тре- вожные сообщения на частотах гражданской (26,955–27,405 МГц) и служебной (460– 470 МГц) радиосвязи. При этом он мог менять частоту работы в данных диапазонах в зависи- мости от занятости каналов. Первый автомобильный пейджер представлял собой небольшое портативное радио. В 1975 г. была изобретена автосигнализация, в которой впервые использовался замок с цифровой ком- бинацией для предупреждения незаконного проникновения грабителей в салон автомоби- ля. Позже пейджер стали объединять с брело- ком сигнализации, оборудованным дисплеем. Двусторонняя автосигнализация Появившиеся в 1995 г. в Японии и Корее дву- сторонние автосигнализации имели ряд пре- имуществ по сравнению со штатными система- ми: увеличенная дальность оповещения авто- владельца об попытке угона (до 1 000 м) и большое меню дополнительных функций – информативность брелока, дистанционный автозапуск. Но это не привело к росту рынка автосигнализаций, так как первоначальные воз- можности двусторонних автосигнализаций были уничтожены жесткими законодательными ограничениями мощности радиопередатчика, апрель – май 2022 www.secuteck.ru Валентин Пашинцев Ведущий специалист Центра сервисного обслуживания ГУ МВД России по Московской области Новые технологии активно осваивают и автовладельцы, и угонщики. Кто победит? Кражи транспортных средств существовали задолго до появления первого автомо- биля. Только тогда это были различные повозки, запряженные тягловыми животными (лошадьми, быками, ишаками и пр.). И нехорошие люди их воровали у хозяев. Даже была такая криминальная специализация – конокрад. С появлением автомобилей ничего не изменилось. Как говорил товарищ Деточкин из фильма "Берегись автомо- биля", мысль о том, что недешевая вещь просто брошена на улице, да еще снабжена колесами, может отравить жизнь кому угодно. Первый угон автомобиля произошел через 10 лет после изобретения оного. Это знаменательное событие произошло 8 июня 1896 г., когда из гаража барона Жюльена, который, кстати, знаменит изобре- тенным им блюдом, был угнан автомобиль Peugeot. С тех пор идет постоянное сопер- ничество между изобретателями систем защиты автомобиля и автоугонщиками

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw