Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022

В Ц Е Н Т Р Е В Н И М А Н И Я 73 что привело к сокращению дальности связи до 120 м. Это явилось определяющим фактором отказа от данного продукта. GPS-сигнализация Однако достойной заменой двусторонних систем стала GPS-сигнализация, позволяющая определять местоположение машины с точ- ностью до 5 м. Спутниковое слежение за авто- мобилями основано на работе GPS (Global Posi- tioning System – система глобального позицио- нирования). Изначально эта система появилась в Европе в 70-е гг. XX века для военных целей, но в гражданской среде она стала применяться лишь в 90-е гг. В 1994 г. компания Sony Electro- nics начала распространение бортовой автомо- бильной навигационной системы (АНС) GPX-1, которая включала GPS-приемник, пятидюймо- вый экран и цифровую дорожную картографи- ческую систему фирмы Etak на CD-ROM. Так как эти системы были оборудованы СИМ-картами, передача оповещения больше не представляла проблему. GSM-стандарт для автосигнализации Параллельно с развитием автомобильных GPS-сигнализаций с 1991 г. начал применять- ся стандарт GSM (Global System for Mobile Communications). Хотя разработка этого стан- дарта цифровой связи была начата еще в 1985 г., эксплуатироваться он стал только в 1991 г. в Германии. В результате GSM-стан- дарт оживил рынок радиоуправляемых устройств. Производители отреагировали на это выпуском GSM-модуля и адаптировали к нему сначала односторонние, а затем и двусторонние системы, назвав их GSM-сиг- нализацией. Первые системы могли только определять местонахождение автомобиля. Современные противоугонные устройства могут удаленно блокировать двигатель. Преступники тоже совершенствуют свои технологии Несмотря на то что автопроизводителями постоянно ведется работа по увеличению уго- ностойкости защитных устройств, преступники тоже не дремлют. Что касается дешевых систем со статическим кодом, тут вообще никаких сложностей. Код- граббер просто перехватывает посылку в момент постановки машины на охрану, а потом, когда владелец уйдет, злоумышленники спо- койно заводят авто и уезжают. Несколько сложнее с устройствами, оборудо- ванными динамическим диалоговым кодом. Дело в том, что брелок не знает, какую функ- цию он включает. Он лишь отправляет сигнал о нажатии кнопки. О функциях знает только сама сигнализация, которая распознает сиг- налы. Посылка, отправленная брелоком сигнализа- ции, состоит из двух частей, открытой и зашиф- рованной. Открытая часть – это уникальный номер брелока и информация о номере нажа- той кнопки, а шифрованная часть – номер этого нажатия. "Активность" кода обеспечивает то, что при каждой посылке номер нажатия увеличи- вается. После принятия приемником посылки идет проверка номера посредством расшиф- ровки второй части. Потом идет сравнение того, какой номер, больше или меньше последнего. В том случае, если меньше, то он игнорируется, так как система воспринимает это уже как отра- ботанный сигнал, если больше – значит, коман- да идет дальше на обработку. Под словом "команда" подразумевается нажатие опреде- ленной кнопки. Благодаря этому один и тот же брелок применяется в одно- или двухкнопоч- ной системе для постановки и снятия с охраны. При угоне код-граббер перехватывает посылку, которую выдает брелок, и меняет ее таким образом, что сигнализация ее не видит, при этом сам код-граббер всю информацию сохра- няет у себя. Далее код-граббер перехватывает уже следующую посылку и взамен ей посылает сохраненную первую. Подмена информации длится долю секунды, соответственно владелец автомобиля никак ее не заметит. Таким обра- зом, сигнализация снимается с охраны после того, как владелец поставил ее и удалился от автомобиля. Инструменты сегодняшних угонщиков: код-граббер и психология Немало помогает угонщикам и поведение авто- владельца. Дело том, что преступники с помо- щью граббера ставят помеху, блокирующую работу брелока. Представьте себе картину: вы подходите к машине, нажимаете кнопки, и машина не открывается. Вы начинаете лихо- радочно нажимать кнопки на брелоке, дергать ручки дверей, проверять батарейки. Вдруг, когда вы отчаялись и собрались звонить в сер- вис, автомобиль чудесным образом открывает- ся. Вы обрадованно вытираете пот со лба, сади- тесь за руль и уезжаете. Приехав куда вам надо, вы закрываете дверь машины и отправляетесь по делам. Но, вернувшись через некоторое время, вы не обнаруживаете свое авто на месте. Мало того, когда вы пытаетесь обнаружить машину по GPS, ее тоже не видно. Так что же произошло? Пока вы бегали вокруг своего авто и жали на кнопки пульта, преступники, сидя в машине, спокойно записывали ваши посылки кода. И открыли автомобиль уже не вы, а они, отпра- вив первую посылку. Они же поставили ваш транспорт на охрану, с которой потом благопо- лучно сняли, когда вы ушли. Дело в том, что номер нажатой кнопки переда- ется и в закрытой, и в открытой части кода, что разрешает автоматически делать сортировку записанных посылок по их принадлежности к конкретным кнопкам в реальном времени. В нем также использовано более продвинутое ПО, которое позволяет обрабатывать многокно- почные брелоки с раздельной постановкой на охрану – снятием с нее. Объем памяти тоже увеличен, и благодаря этому устройство может запоминать неограниченное количество посы- лок. Алгоритм работы код-граббера 1. Режим "накопление". В это время "клиент" лихорадочно жмет кнопки брелока, а на дис- плее устройства отображается информация со статистикой накопленных посылок. 2. Накопив достаточно посылок, включается режим "выдача". В систему посылается первая посылка, открывая машину. Клиент обрадован- но садится в автомобиль и уезжает. 3. Далее преступники едут за клиентом, везя весь запас накопленных посылок, которые в режиме "выдача" позволят с задержкой всего лишь 30 миллисекунд отреагировать на посыл- ку клиента "закрыть" и выдать накопленную ранее посылку "закрыть". А после, при необхо- димости, "открыть", но уже без помощи брелока клиента. Дополнительные функции код-граббера Граббер угонщиков оборудован и дополнитель- ными функциями: l детектором поля (нужен для того, чтобы обнаружить передатчики спутниковых устройств или GSM-пейджеров); l глушилка (нужна для того, чтобы подавлять трансляцию GSM- и GPRS- сигнала). Радиоэлектроника + механика – более надежная защита от угона Таким образом, полностью полагаться на сигна- лизацию не стоит, лучше дополнить ее механи- ческим защитным устройством. Возможно, угонщики не захотят тратить на нее время и найдут клиента попроще. И еще. Если у вас машина не хотела открываться и вдруг открылась, есть повод задуматься. В таком случае закройте машину еще раз, так, чтобы быть уверенным, что это сделали именно вы. И отложите поездку – едва ли преступники захотят вас ждать. Биометрия поможет решить проблему автоугонов? В настоящий момент противоугонная система уже является штатной функцией автомобиля. Самая сложная задача для нее – это идентифи- кация владельца транспортного средства. Но с развитием биометрии данная проблема будет решена. Автомобиль станет сам узнавать хозяи- на по голосу и по лицу. Поэтому в будущем про- блема угонов, надеюсь, будет решена (если преступники не придумают что-нибудь еще). Таким образом, автомобильные защитные системы за 100 лет прошли путь от замка на руле до сложных систем, которые, будучи интегрированы в системы автомобиля, могут выполнять не только охранные функции, но и множество других, обусловленных новыми возможностями телематики. Но об этом в сле- дующей статье. n www.secuteck.ru апрель – май 2022 В настоящий момент противоугонная система уже является штатной функцией автомобиля. Самая сложная задача для нее – это идентифи- кация владельца транспортного средства. Но с развитием биометрии данная проблема будет решена. Автомобиль станет сам узнавать хозяи- на по голосу и по лицу Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw