Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2022

В И Д Е О Н А Б Л Ю Д Е Н И Е И В И Д Е О А Н А Л И Т И К А 82 и идентификация физических лиц, находя- щихся в розыске, вообще не реализуема визу- альным способом. В связи с развитием систем технического зрения возникают вопросы, связанные со слежением за несколькими объектами. Как правило, в видео- отслеживании объекта участвуют методы обна- ружения движения объектов, вычитание фона, удаление тени, слежение за объектом и т.д. 4 На объектах транспорта, где осуществляется пере- движение огромного количества объектов, важность применения ИСВН приобретает осо- бое значение. Распознавание лиц Технологии компьютерного зрения исполь- зуются во многих сферах человеческой дея- тельности, причем наиболее активно дан- ный инструмент применяется в сфере обес- печения безопасности. Однако, помимо биометрической идентификации, компью- терное зрение также используется для рас- познавания эмоций. Анализ источников литературы в сфере современных подходов к процессу распознавания эмоций и лиц позволил выделить отдельные направления исследований в данной области. Так, часть литературных источников посвящена вопро- сам проектирования систем искусственного интеллекта 5 . Сегодня технология распознавания лиц актив- но используется в Московском и Петербург- ском метрополитенах, внедрение продолжа- ется на других видах транспорта. Однако стоит обратить внимание на то, что данная технология и собственно весь комплекс интеллектуального видеонаблюдения являют- ся весьма дорогостоящим вложением, что немаловажно в современных условиях рыночной экономики. Для распознания лиц требуется плотность не менее 500 пк/м во всей предполагаемой зоне распознавания. Желательно, чтобы камера позволяла задавать пределы откры- тия и закрытия диафрагмы объектива. Для четкости получаемого кадра время накопле- ния заряда (выдержки) должно быть не менее 1/100 с 6 . Поэтому многие предприя- тия предпочитают устанавливать на своих объектах транспорта систему устаревшего аналогового видеонаблюдения, которая не только не обладает функциями видеоанали- тики, автоматического отслеживания и реа- гирования на угрозы, но даже не обладает четким изображением для распознавания характера событий и не создает достаточный архив для хранения входящих видеопотоков на срок 30 суток и более. Вместе с тем трудно предположить, насколько бы повысилась раскрываемость совершенных правонарушений и профилактика их пред- отвращения в случае повсеместного оснащения современными ИСВН. Важно подчеркнуть тот факт, что внедрение высокотехнологичных систем безопасности требует одновременно наличия специали- стов, обладающих навыками их умелого применения и обслуживания. В новом тысячелетии преступность стала более тех- нологична, а потому необходимы не только новые методы и средства борьбы с ней, но и специалисты, владеющие этими средства- ми и методами. Правоохранительные орга- ны должны быть оснащены и профессио- нально подготовлены к действиям на опере- жение 7 . Таким образом, можно сделать вывод, что отсутствие современного видео- оснащения является далеко не единственной проблемой, поскольку данные системы тре- буют наличия высококвалифицированных кадров как на объектах транспорта, так и в правоохранительных органах, которые обладают более полной компетенцией по предотвращению и реагированию на совер- шенные правонарушения. Ситуационные центры Роль человека, оператора в обеспечении реаги- рования на информацию с интеллектуальной системы видеонаблюдения и мониторинга на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и выработке адекватного управляющего реше- ния лица, принимающего решения в процессе ее функционирования, весьма значительна 8 . Иными словами, ИСВН и ее оператор не могут существовать друг без друга. Собственно говоря, выделение и оснащение ситуационного центра, куда поступает и обра- батывается вся информация с видеокамер, является еще одной причиной, почему многие транспортные предприятия не заинтересованы в дополнительных затратах. В зависимости от размеров предприятия опре- деляется и местонахождение такого ситуацион- ного центра. Если у организации всего один объект транспортной инфраструктуры, то логич- но расположение центра управления видеона- блюдением на самом объекте. Если же несколь- ко объектов находятся в ведении одного хозяй- ствующего субъекта, то снова логичным реше- нием является оснащение отдельного централи- зованного ситуационного центра, куда поступает информация от каждого объекта. Так поступили Московский и Петербургский метрополитены. Сертификация интеллектуальных систем видеонаблюдения Обязательная сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасно- сти проводится на основании правил и порядка, отраженных в постановлении Правительства РФ № 969, утвержденного в сентябре 2016 г. Тре- бования постановления распространяются на апрель – май 2022 www.secuteck.ru Система распознавания лиц в действии Система распознавания лиц 4 Мокшин В.В., Кирпичников А.П., Шарнин Л.М. Отслеживание объектов в видеопотоке по значимым признакам на основе фильтрации частиц // Вестник Казанского технологического университета. 2013. С. 297–303. 5 Истратова Е.Е., Достовалов Д.Н., Бухамер Е.А. Разработка интеллектуальной системы для распознавания лиц на основе нейронных сетей // International Journal of Open Information Technologies. 2021. С. 41–45. 6 Максименко В.Н., Волошина Т.С. Анализ системы распознавания лиц по алгоритму нейронной сети // Экономика и качество систем связи. 2018. № 4. С. 31–34. 7 Яровенко В.В., Шаповалова Г.М., Исмагилов Р.А. Отдельные проблемы применения системы распознавания лиц в правоохранительной деятельности // Правовое государство: теория и практика. 2021. № 1 (63). С. 189–200. 8 Морозов А.А. Ситуационные центры. Понятия и определения // Математические машины и системы. 2016. С. 315–318. Т ехнология распознавания лиц активно используется в Московском и Петербургском метрополитенах, внедрение продолжается на других видах транспорта. Однако стоит обратить внимание на то, что данная технология и собственно весь комплекс интеллектуального видеона- блюдения являются весьма дорогостоящим вложением, что немаловаж- но в современных условиях рыночной экономики

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw