Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023
С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 101 П отребительский рынок за несколько деся- тилетий пришел к пониманию того, что продукт (товар или услуга) создается именно для пользователя и под его потребности. Таким образом, потребитель как ключевая фигура стал соучастником создания дизайна и функционала продукта. Существуют определенные методики и наработки, позволяющие отслеживать поль- зовательский опыт, выявлять запросы. На потребительском рынке учет потребностей конечного пользователя стал реальным конку- рентным преимуществом. Что же происходит во взаимоотношениях разработчика и клиента применительно к рынку безопасности? Мы знаем немало примеров продуктов, которые, c одной стороны, прекрасно закрывают одни задачи, с другой – не уделяют должного внима- ния прочим факторам, что приводит к пробле- мам у конечного пользователя. Например: l Интерфейс ПО, базирующийся исключитель- но на "самых актуальных" подходах к визуаль- ному исполнению, ориентированных, очевид- но, не на использование в режиме 24/7, при- водит зачастую к отторжению со стороны пользователя: это или слишком "пестрое" исполнение, отвлекающее от продуктивной работы, или, наоборот, излишне минимали- стичное, выполненное в монохроме. l Хорошее и функциональное оборудование, но недопроектированное с точки зрения про- мышленного дизайна может оказаться неудобным в обслуживании или вовсе нере- монтопригодным. l Предусмотренный качественный функционал, но требующий слишком "большого количе- ства кликов". Пользователи систем безопасности и их запросы 1. Администрация. Именно эти люди прини- мают решение о необходимости той или иной системы, затем решение о закупке или модер- низации. Как правило, они формулируют потребности в виде бизнес-задач, а не конкрет- ных технических решений. Их мнение не может не учитываться. Но курьез в том, что часто именно управленческая часть компании-заказ- чика не является пользователем системы. 2. Отдел безопасности, если он есть. Данным специалистам важны технические моменты: то, как реализовано шифрование, как построена архитектура, которую придется настраивать и поддерживать. 3. ИТ-отдел. Системы безопасности в последние годы, как правило, интегрированы в прочие ИТ- системы. Однако мнение данных специалистов учитывается уже не так хорошо. Вряд ли вы най- дете системного администратора, довольного тем, что ему придется обслуживать оборудова- ние на интерфейсе RS-485. ИТ-специалистам важно, чтобы система поддерживала существую- щие стандарты в кросс-отраслях – в инфраструк- туре, в сертифицированном оборудовании. 4. Бухгалтерия. Эта область развивается не так быстро, и в ней очень значим человеческий фактор, но при этом мало готовых разбираться в нововведениях технических специалистов. Известны случаи, когда внедряется система автоматизации, призванная облегчить, уско- рить реализацию ряда бизнес-процессов. Но из-за того, что данные передаются не в том формате или не так подсчитаны, в итоге уве- личивается количество ручного труда. Для успешного взаимодействия бухгалтерии и новой системы безопасности важно услышать и понять задачу клиента, при этом, возможно, решая ее не тем способом, который предлагает сотрудник бухгалтерии, а через понимание корня проблемы. 5. Работа с отделом кадров во многом напоми- нает взаимодействие с бухгалтерией. СКУД, например, может быть одним из ключевых инструментов для данного отдела. Но для успешного внедрения важно понять все особен- ности компании, объекта, текущую работу бюро пропусков. К сожалению, на этом уровне нуж- ные вопросы задаются достаточно редко. Мно- гие проблемы и неучтенные моменты вскры- ваются уже на этапе обучения работе с новой системой. 6. Сотрудники. Это именно те работники, кото- рые ежедневно проходят через СКУД, пользуясь своими карточками, смартфонами или иными идентификаторами. Здесь нет и не может быть конкретных стандартов и советов, но есть ситуа- ции, которые заставляют задуматься. Напри- мер, регулярные сбои в системе распознавания лиц "после праздников". Или важный имидже- вый момент, если речь идет не только о работ- никах, но и о клиентах, где доступ на террито- рию становится бизнес-образующим фактором. Так, доступ в фитнес-клуб должен быть быст- рым и удобным, кроме этого, используемое оборудование должно также стилистически вписываться в общий дизайн пространства. Так ли важно учитывать мнение всех пользователей? Если речь идет о стандартном объекте, не отли- чающемся от массы подобных, то, скорее всего, внедрение современной системы безопасности не вызовет проблем. Современные системы контроля доступа достаточно зрелые, обкатан- ные, и стандартные решения прекрасно отве- чают традиционным запросам заказчика. Что касается более сложных запросов, то, не учтя особенности взаимодействия со всеми группами пользователей, придется в дальнейшем совер- шать перестройку, а это дополнительное потра- ченное время, покупка дополнительных моду- лей, возможные проблемы с сотрудниками и, в худшем случае, приход к пониманию потреб- ности в другом решении и оборудовании. Точки компетенции Возможное решение, которое возникает на осно- ве рассмотренных вопросов, – это понимание точек компетенции. На стороне заказчика это могут быть люди, знающие, как устроен объект, какие есть процессы и где могут решить внутрен- ние задачи. Эти сотрудники должны обладать определенными знаниями о том, как устроено оборудование и программное обеспечение у того или иного вендора. Такой же точкой ком- петенции выступает инсталлятор – его квалифи- кация также должна охватывать обе стороны процесса. Точкой компетенции является вендор, оказывая определенные услуги по аудиту компа- нии заказчика для подбора оптимальных реше- ний. Заказчик же в этих взаимосвязанных про- цессах должен быть максимально открыт для предоставления необходимых данных. Самый распространенный интерфейс общения конечного заказчика с вендором – техническое задание. Именно на этом этапе важно учесть, кто его составляет, насколько хорошо оно обсуждается разными группами пользователей внутри компании, затем с вендором, а возмож- но, еще и с инсталлятором. Другой способ взаимодействия – обращения в техподдержку. В этой связке очень важна объ- ективность данных: была ли это массовая жало- ба или эмоционально окрашенное единичное обращение? И что это значит: не удовлетворен один человек в компании или многие, но при этом они терпят и не пишут обращения? Полезными инструментами взаимодействия могут быть опросы, а также посещение конфе- ренций, на которых выступают и принимают участие в обсуждениях все стороны. Важный вывод – это необходимость активного соучастия заказчика, не единоличного, а пред- ставителей всех вовлеченных групп как на ста- дии составления запроса и техзадания, так и в ходе последующей эксплуатации выбранной системы безопасности. n www.secuteck.ru апрель – май 2023 Сергей Лещев Руководитель аппаратной разработки компании SIGUR СКУД для пользователя или для решения задач? В данной статье рассмотрим особенности взаимодействия вендора и конечного заказ- чика, которые важно учитывать при разработке и внедрении систем безопасности Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw