Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 102 О сновной задачей транспортного комплекса является перевозка грузов и пассажиров, то есть оказание транспортной услуги. Каче- ственные показатели транспортной услуги включают в себя: l согласованность – достаточность производи- тельности подсистем транспортного обслужи- вания; l регулярность – доставка "точно в срок"; l сохранность – минимум суммарных потерь клиента из-за нарушения технических усло- вий транспортировки или кражи груза; l экологическую безопасность – соответствие транспортного процесса экологическим нормам; l безопасность –транспортный комплекс не создает опасность для здоровья и жизни пас- сажиров, а также для сохранности перевози- мого груза. Таким образом, из пяти перечисленных каче- ственных показателей два непосредственно и еще два косвенно зависят от безопасности транспортного процесса [1]. Согласно ФЗ-16 (ст. 1), транспортная безопас- ность – "состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства". Будут защищены эти объекты и средства – будут защищены и люди: пассажиры, провожающие, работники транспортных объектов, сотрудники организаций-партнеров, то есть все, кто так или иначе имеет дело с транспортной сферой. Для поддержания этого состояния требуется соот- ветствующая система мероприятий. Эти меры охватывают все разновидности перевозок – авиационные, железнодорожные, водные и автомобильные. Четко установленные для перевозки грузов и людей нормативы позволяют регулировать любые виды нарушений и предотвратить серь- езные последствия в случае поломок или чрез- вычайных происшествий. Практически на всех видах транспорта (за исключением городского наземного) в том или ином формате действует контрольно-пропуск- ной режим. Такой режим как часть системы без- опасности должен соответствовать действующе- му законодательству, уставу транспортного предприятия, а также иным нормативно-право- вым актам, регулирующим деятельность пред- приятия. КПП – первое звено в обеспечении безопасности Одним из основных, если не главных, элемен- тов контрольно-пропускного режима является организация и функционирование контрольно- пропускных пунктов (КПП), расположенных на границе охраняемой территории объекта. Их назначение, в соответствии с положением ст. 1 ФЗ-16 об особом режиме допуска, – контроль за перемещающимися на объект физическими лицами, транспортными средствами, переме- щением грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных. КПП должны одновременно обес- печивать требуемую пропускную способность и не допускать неразрешенное проникновение на объект, а также пронос/провоз запрещенных предметов и веществ. Кроме того, сотрудники КПП обязаны обеспечивать максимально быструю проверку документов и досмотр транс- порта, так как от пропускной способности напрямую зависит эффективность работы всего предприятия. Вероятность ошибки сотрудника охраны при пропуске лиц и техники должна сводиться к минимуму. Организация КПП КПП организуются на границах зоны транспорт- ной безопасности и (или) ее частей (секторов). Поскольку их главная цель – обеспечить обна- ружение запрещенных предметов и веществ, а также выявление лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транс- портной безопасности, они обязательно обору- дуются специальными стационарными и (или) переносными (портативными) техническими системами и средствами (металлодетекторами, лучевыми досмотровыми установками). На КПП в обязательном порядке размещаются указатели: "Контрольно-пропускной пункт" или "Пост досмотра", "Граница зоны транспортной безопасности". Допускается размещение иных указателей, информирующих о требованиях по соблюдению транспортной безопасности при прохождении досмотровых мероприятий. Для достижения целей досмотра на КПП выде- ляется необходимое количество работников досмотра, работников, осуществляющих наблюдение и собеседование, из которых назначается старший работник досмотра на КПП. Эти сотрудники при исполнении служеб- ных обязанностей должны быть одеты по уста- новленным подразделениями транспортной безопасности единым образцам и иметь отличительные знаки подразделения транс- портной безопасности, носимые на одежде или поверх одежды. Для своевременного реагирования на попытки силового проникновения на вверенную терри- торию работники КПП могут иметь при себе не только специальные средства безопасности, но и оружие. На КПП должно осуществляться информирова- ние физических лиц: апрель – май 2023 www.secuteck.ru Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности Оборудованный КПП для прохода в зону транспортной безопасности ж/д вокзала https://transport-ugovostok.ru/ Контрольно-пропускной пункт на охраняемом объекте транспортной инфраструктуры Вопрос безопасности на транспорте сегодня актуален как никогда. Значительную роль здесь играют контрольно-пропускные пункты – КПП. Разберемся в обязательных правилах и правовых основаниях, действующих на КПП

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw