Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023

С И С Т Е М Ы К О Н Т Р О Л Я И У П Р А В Л Е Н И Я Д О С Т У П О М 103 l о целях и порядке прохождения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседова- ния; l о запрещенных и ограниченных для переме- щения предметах и веществах; l об ответственности за незаконный провоз предметов и веществ, запрещенных к пере- возке или требующих соблюдения особых условий перевозки. Как оборудовать КПП Контрольно-пропускные пункты обустраи- ваются в соответствии со спецификой кон- кретного объекта, однако есть общие момен- ты. Так, каждый КПП рекомендуется обору- довать комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гарде- робом, турникетом с фиксирующими устрой- ствами-запорами. Расположение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особен- ностей объекта. В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оснащаются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят: l средства механизации, автоматизации систе- мы контроля доступа; l физические барьеры (ограждения, турнике- ты, калитки); l основное и резервное освещение; l средства связи и тревожной сигнализации; l системы видеоконтроля. Турникетам – особое внимание В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты, они предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распро- странение получили электромеханические турникеты. Они, в отличие от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной систе- мы контроля доступа. При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают "нормально открытые" и "нормаль- но закрытые". "Нормально открытые" турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осу- ществлять эффективный контроль. Для осуществления надежного контроля чаще используются "нормально закрытые" турникеты: роторные турникеты-вертушки, турникеты-три- поды и калитки. Калитки применяются для управления потоками людей, организации сво- бодного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавли- ваться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют трипо- дам или вертушкам. Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее опти- мальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы позво- ляют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую про- пускную способность. Чем еще необходимо оснастить КПП КПП, на которых проводятся досмотровые мероприятия, также должны быть оснащены средствами, обеспечивающими аудио- и видеозапись для документирования действий работников досмотра. Данные аудио- и видео- записи подлежат хранению в течение не менее 30 суток. Это крайне важно при решении кон- фликтных ситуаций с пассажирами или прове- дении оперативно-розыскных мероприятий. КПП также оборудуются аварийным освещени- ем и электроснабжением, обеспечивающими функционирование КПП при нарушении штат- ного электроснабжения, а также необходимы- ми для осуществления досмотровых процедур столами (мебелью). Стоит отметить, что на КПП должны быть заграждения, исключающие наблюдение посторонних лиц за досмотровыми мероприятиями. Иными словами, монитор рентгенотелевизионной установки, показываю- щий теневое изображение досматриваемого багажа, должен быть скрыт от посторонних глаз. Помимо прочего, КПП оборудуются (осна- щаются) средствами связи и сигнализации для информирования лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности данного объекта и уполномоченных подраз- делений территориальных органов МВД Рос- сии и ФСБ России. При осуществлении досмотра автотранспорт- ных средств рекомендуется использование досмотровых поворотных зеркал, смотровых эстакад и (или) лестниц. На железнодорож- ных вокзалах, на которых имеются выходы станций метрополитена непосредственно в здание вокзала, досмотр пассажиров, попадающих в железнодорожный вокзал со станции метрополитена, может не осуществ- ляться, так как лица, выходящие из подзем- ного внеуличного транспорта, должны быть уже досмотрены. Развитие безопасности Современная обстановка показывает, что про- блемы транспортной безопасности, и особенно борьбы с терроризмом на объектах транспорта, требуют компетентного рассмотрения на выс- шем уровне. К сожалению, в настоящее время мы все еще находимся на той стадии развития транс- портной безопасности, когда требования и ограничения проходят адаптацию в потре- бительской среде пассажиров, нередко вызывая негативное отношение и обще- ственный резонанс. Это характерно для всех видов транспорта. Исключением является авиатранспорт, где требования работников досмотра и все известные ограничения очень давно являются нормой и находят понима- ние у граждан. Поэтому в современном обществе приоритет- ное значение в рамках обеспечения транспорт- ной безопасности является правовое регулиро- вание общественных отношений по защите общества, личности и государства от террори- стических угроз [2], а также разъяснительная работа с населением относительно важности соблюдения правил транспортной безопасности и правильного отношения к соответствующим мерам и мероприятиям. Список литературы 1. Тройникова Е.Н. Стратегия безопасности транспортных услуг // Сборник научных трудов Днепропетровского национального университе- та железнодорожного транспорта имени акаде- мика В. Лазаряна "Проблемы экономики транс- порта". 2011. С. 132–133. 2. Зокоев В.А., Ермилов П.А. Правоотношения в области обеспечения транспортной безопас- ности // Вестник Санкт-Петербургского универ- ситета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2011. С. 53–56. n www.secuteck.ru апрель – май 2023 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Автоматические турникеты для прохода в зону транспортной безопасности https://news.myseldon.com/

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw