Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 109 www.secuteck.ru апрель – май 2023 Николай Махутов Руководитель секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член- корреспондент РАН, д.т.н., профессор Игорь Розенберг Проректор РУТ (МИИТ), член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор Владимир Черток Советник руководителя Ространснадзора Таисия Шепитько Директор ИПСС РУТ МИИТ, д.т.н., профессор Владимир Балановский Ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, профессор Академии военных наук Владимир Денисов Доцент кафедры "Комплексная безопасность и специальные программы" РАПС РУТ (МИИТ), к.в.н. Иван Брец Заместитель генерального директора ООО "Профит", к.т.н. Алексей Авдонов Руководитель Центра технологической безопасности и комплексного анализа НИЯУ МИФИ Леонид Балановский Руководитель направления НИП "Информзащита" ГК "Информзащита", член-корреспондент АПК П рименительно к объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ) – вокзалам, аэро- портам, мостам, тоннелям обеспечение без- опасности не просто одна из основных обязан- ностей государства, а реализация комплекса нормативно-правовых, экономических, органи- зационных и иных мер, соответствующих угро- зам техногенного и природного характера, угрозам совершения актов незаконного вмеша- тельства (АНВ) 1 , в том числе терактов. При этом одни из основных понятий, связанных с без- опасностью, – это риск и стойкость. В этой статье рассматриваются основные этапы реализации концепции управления стойкостью в транспортном комплексе, а также предлагает- ся перечень вопросов, которые должны быть изучены в процессе повышения квалификации специалистов и руководителей предприятий и организаций транспортного комплекса и конт- рольно-надзорных органов. Почему управление рисками и стойкостью выходит на передний план? Стойкость ОТИ – это доступный ресурс и системный фактор, определяющие сопро- тивляемость, абсорбированность (амортиза- цию) и восстанавливаемость, адаптируе- мость ОТИ как сложных социотехнических систем к множественным угрозам для обес- печения снижения уровня рисков. При этом стойкость должна стать целью и стандартом в системе комплексного обеспечения без- опасности ОТИ, в то время как парадигма "управление стойкостью" является естествен- ным развитием и расширением парадигмы "управление рисками". Формирование понимания концепции "управ- ление стойкостью" включает в себя различные компоненты, как научные, так и прикладные, реализуемые в аппаратно-программных ком- плексах и системах. Управление рисками и управление стойкостью многими специалиста- ми по автоматизированным системам управле- ния, которых сейчас большинство в руковод- стве транспортного комплекса, необоснованно принимаются в штыки. Возможно, данная реак- ция вызвана недостаточно широким распро- странением этих понятий, тем не менее закреп- ление их в нормативных документах не позво- ляет снисходительно относиться к их практиче- скому применению. К сожалению, управление технологическими процессами пока еще не рас- сматривается специальными службами с точки зрения комплексной безопасности (в том числе ФЗ-184 от 27.12.2002 г. "О техническом регу- лировании"). Это и порождает свободное отно- шение к проблемам снижения вероятности ава- рий и катастроф, к повышению уязвимости ОТИ к АНВ (в том числе в результате бездействия). Однако в условиях гибридной войны с инфор- мационной составляющей решение проблем управления рисками и стойкостью выходит на передний план, а их успешное решение позво- ляет значительно повысить информационную защищенность ОТИ. Универсальность подходов и их высокая стандартизированность делают возможным формирование эффективных отраслевых и межотраслевых систем. Необходимо иметь в виду, что оценка рисков нормативно введена в методические материалы по оценке уязвимости ОТИ (ФЗ-16 от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности"). Применительно к руководителям ОТИ в ФЗ-15 от 03.02.2014 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения транспортной безопас- ности" законодательно уже предусмотрена административная и уголовная ответственность за ненадлежащее исполнение этих норматив- ных материалов. https://turproezdka.ru/ Риск и стойкость транспортного комплекса: проблемы и решения Анализ публикаций показывает, что проблема обеспечения безопасности мест/объ- ектов с массовым пребыванием людей (ММПЛ) в большинстве случаев воспринима- ется слишком буквально – только исходя из п. 6 ст. 3 Федерального закона "О проти- водействии терроризму", согласно которому под ММПЛ понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одно- временно находиться более 50 человек. Необходимо исходить из того, что есть объ- екты, на которых постоянно находятся не 50, а тысячи людей 1 Акт незаконного вмешательства (АНВ) – противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности объекта транспортной инфраструктуры, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw