Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023
Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 110 Переход от управления рисками к управлению стойкостью Существующий подход к комплексному обес- печению безопасности, основанный на управ- лении рисками (минимизации рисков путем снижения вероятности (частоты) и последствий АНВ и ЧС), обеспечивает их приемлемый уро- вень, но уже близок к исчерпанию своих воз- можностей и требует дальнейшего развития. При управлении рисками основной упор дела- ется на предупреждение и предотвращение опасностей/угроз и смягчение последствий АНВ и ЧС (снижение их тяжести). Несмотря на то что любые виды АНВ и ЧС связаны с несколькими угрозами или опасно- стями, действующими одновременно или последовательно, управление каждым из видов риска проводится силами отдельных ведомств, в то время как ликвидация послед- ствий крупномасштабных АНВ и ЧС показала снижение уровня безвозвратных потерь и скорость восстановления только при созда- нии межведомственных систем комплексной безопасности. При создании таких систем необходимо переходить от управления рис- ками к управлению стойкостью, где стой- кость – это способность ОТИ как человеко- машинной системы целенаправленно под- держивать функции, структуру, управление и сглаживать кратковременные воздействия деструктивных факторов, восстанавливаться после или адаптироваться (путем модерниза- ции) к последствиям АНВ и ЧС. Характеристики стойкости ОТИ Стойкость ОТИ – это живучесть, способность противостоять внешним воздействиям, функ- ционировать в штатном режиме при внешних ненормативных воздействиях и инициировании АНВ и ЧС, то есть в докритической области функционирования. Основной характеристикой стойкости ОТИ служит время достижения пре- дельного состояния, увеличение которого спо- собствует уменьшению риска развития ЧС в ОТИ. Стойкость определяется: l системно интегрированным операционным пониманием ситуации при деструктивном воздействии; l уязвимостями ОТИ (выявленными при прове- дении ее оценки); l доступными адаптационными ресурсами ОТИ и его окружения. В "управлении стойкостью" внимание сфокуси- ровано на оптимизации стойкости, основанной на риск-информированном управлении суще- ствующими уязвимостями и доступными адап- тационными возможностями. Эти возможности определяются ограничениями (политическими, экономическими, социальными) или системны- ми свойствами материально-технической инфраструктуры ОТИ. Устойчивое развитие ОТИ при условии соблюдения требований транс- портной и антитеррористической безопасности возможно только с помощью создания эффек- тивной системы принятия решений на основе управления рисками и стойкостью. Для оценки угрозы воздействия природных и техногенных факторов, а также АНВ проводится мониторинг рисков (рис. 1). Разработка новой парадигмы безопасности Предлагаемая система комплексной транспорт- ной и антитеррористической безопасности реа- лизует методические подходы ФЗ-16 "О транс- портной безопасности" и постановления Прави- тельства РФ от 19.04.2019 г. № 471 "Об утвер- ждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Мини- стерства транспорта РФ, Федерального агент- ства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федерального дорожного агент- ства, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, их территориальных органов, а также подведомственных им организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)". Это касается оценки уязвимости и разработки планов обеспечения безопасности ОТИ в части оценки особенностей подсистем ОТИ, оценки вероятностей реализации угроз совершения деструктивных воздействий раз- личной природы, выработки рекомендаций по их предупреждению и ликвидации последствий на основании управления рисками и стой- костью. Существующая парадигма комплексного обеспечения безопасности и антитеррористи- ческой защищенности, основанная на управ- лении рисками, с одной стороны, пока еще обеспечивает приемлемый уровень рисков по отдельным видам угроз (но не для множе- ственных угроз), а с другой – уже близка к исчерпанию своих возможностей и настоя- тельно требует своего развития и модерниза- ции. Стойкость ОТИ как системы – это присущая ей способность целенаправленно: l сопротивляться (поддерживать функции, структуру и управление) действию неустанов- ленных множественных (комбинированных) опасных воздействий; l абсорбировать (амортизировать) послед- ствия кратковременного воздействия опасных факторов; l адаптироваться (путем непрерывного разви- тия за счет внутренних ресурсов или помощи извне) во время АНВ и ЧС или восстанавли- ваться после них с контролируемым измене- нием основной функциональности. Стойкость должна стать осознаваемой целью и стандартом для всех связанных с комплексным обеспечением безопасности ОТИ как систем высокой ответственности. Она является недо- оцененным ресурсом, который необходимо активно, целенаправленно и скоординирован- ным образом использовать для дальнейшего развития комплексного обеспечения безопас- ности в РФ. Стойкость определяется: l операционным пониманием ситуации; l существующими уязвимостями ОТИ; l доступными адаптационными ресурсами ОТИ и его окружения. Разработка парадигмы "управление стой- костью" нужна не для замены, а для дополне- ния и расширения существующего подхода "управление рисками" с более детальным и полным учетом организационных, экономиче- ских реалий и уязвимостей. В качестве инстру- ментария для управления стойкостью исполь- зуется модифицированная графовая модель распространения возмущения по ОТИ как сложной технической системе. ОТИ подвержен влиянию внешних воздействий, и необходимо знать, как долго он будет в состоянии выпол- нять свои функции в результате повреждений из-за АНВ. Для выявления наиболее сильных и слабых мест в структуре ОТИ нужно строить модель распространения по нему импульсных воздействий, что позволяет оценивать стой- кость его отдельных элементов. С ее помощью появляется возможность определить каче- ственные и количественные характеристики, оценивающие подверженность элементов ОТИ негативным воздействиям в зависимости от положения элементов в его структуре. Иссле- дование модели позволяет выявить синергети- ческие эффекты, связанные с зависимостью стойкости от структуры ОТИ, что дает возмож- ность определить, какие изменения в его структуре приведут к улучшению или ухудше- нию функционирования. Это позволяет изучить реакцию ОТИ на деструктивное влия- ние АНВ, найти его наиболее уязвимые места – критические элементы и рекомендовать их для резервирования. апрель – май 2023 www.secuteck.ru Рис. 1. Мониторинг рисков
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw