Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 111 "Окна уязвимости" Моделирование ОТИ и проведение компьютер- ных экспериментов с использованием затухаю- щих импульсных воздействий по специально разработанным алгоритмам, позволяет выявить "окна уязвимости" ОТИ. При этом возникают ситуации, когда при деструктивном воздей- ствии: 1) на определенный "узловой" элемент ОТИ в течение незначительного времени последова- тельно выходит из строя большинство элемен- тов ОТИ; 2) одновременно выходит из строя большин- ство элементов ОТИ, в то время как те же импульсные воздействия, приложенные пооче- редно к этим элементам, не приносят ущерба; 3) определенные группы элементов ОТИ являются внутренними источниками деструк- тивных воздействий. Каждая из этих трех групп составляет контуры обратной связи при описании ОТИ в виде гра- фов. "Зацикливание" импульсного воздействия в контуре ОТИ как графа приводит к периоди- ческому изменению весов вершин самого кон- тура и оказывает влияние на веса соседних с вершинами контура вершин графа. Внутренние источники импульсных воздействий на графах ОТИ приводят к появлению остаточного эффек- та, когда из строя выходят элементы спустя дли- тельное время после попадания ОТИ под внеш- нее деструктивное воздействие АНВ. При этом структурная уязвимость элемента ОТИ дает каче- ственную оценку, определяет выгодность его расположения в структуре ОТИ и позволяет судить о том, насколько безопасно его располо- жение в структуре ОТИ относительно других эле- ментов при деструктивных воздействиях. Но сам факт структурной уязвимости элемента ОТИ не позволяет получить количественную оценку ухудшения надежности ОТИ. Необходимо выявлять параметры, служащие для количе- ственной оценки ухудшения надежности ОТИ и являющиеся дополнением структурной уязви- мости. При этом стойкость ОТИ обеспечивается: l наделением ОТИ внутренним ресурсом, поз- воляющим противостоять внешним дестаби- лизирующим воздействиям; l изменением структуры ОТИ, позволяющим повышать его стойкость, "убирая" из структу- ры ОТИ наиболее опасные и уязвимые взаи- мосвязи. Второй подход формирует новое направление теории управления ОТИ – структурное управле- ние ОТИ. Модели такого типа могут быть эле- ментом систем поддержки принятия решений в ситуационных центрах ОТИ. Исходя из этого, предлагается такая концепция информационно- аналитической системы для принятия решений ОТИ, в основу которой положена интеграция методов и подходов ситуационной осведомлен- ности, неогеографии, виртуального окружения, предсказательного моделирования, серьезных игр, ГРИД 2 , семантической паутины, когнитив- ных технологий и хранилищ данных. Необходимо иметь в виду, что задачи снижения рисков и смягчения последствий АНВ и ЧС на ОТИ включают в себя: l совершенствование системы управления и реагирования при АНВ и ЧС; l создание типовых центров управления при АНВ и ЧС; l внедрение, развитие и совершенствование передовых информационных технологий для интегрированной системы предупреждения, реагирования и ликвидации АНВ и ЧС. Ситуационная осведомленность В связи с указанными целями и задачами в транс- портном комплексе в настоящее время является важной разработка современной концепции аппаратно-программного комплекса (АПК) и интегрированной, интерактивной, интеллекту- альной информационно-аналитической системы для использования в задачах поддержки приня- тия решений текущего мониторинга ОТИ, а также при АНВ и ЧС. К решаемым задачам относятся: l внедрение современных научных методик и технологий в процессы принятия решений; l создание платформы взаимодействия для совместного принятия решений; l совершенствование технологий в сферах визуализации, нарративных вычислений, ког- нитологии, политологии. Опыт создания электронных городов показал, что основной проблемой при этом остается нестыковка систем, используемых в различных организациях транспортного комплекса для решения задач в рамках общего проекта и даже нестыковка карт различных ведомств. При этом в задачах ориентации человека в сложной пространственно-временной обста- новке на ОТИ и принятия решений огромную роль играет человеческий фактор. Эта пробле- ма получила название "ситуационная осведом- ленность", однако анализ показывает, что обучать этому можно только в условиях пол- ного погружения. В этих условиях важным является операционное понимание ситуации: 1) целостное восприятие разнородных элемен- тов окружающей ОТИ среды в едином про- странственно-временном представлении; 2) осознание значения элементов ОТИ и связей между ними; 3) проекция состояний ОТИ в ближайшее буду- щее. Состояние операционного понимания ситуации отдельным человеком (например, оператором) или организацией (например, силами безопас- ности ОТИ) является результатом процесса ана- лиза и оценки ситуации. Для операционного понимания ситуации предлагается использо- вать модель по Эндсли (рис. 2). Интеграция технологий ситуационного анализа и интеллектуальной поддержки принятия реше- ний на ОТИ производится с целью: l совершенствования методов принятия ком- плексных управленческих решений; l облегчения доступа к большим объемам смежной информации; l снижения временных затрат на принятие решений; l улучшения исследования множественных альтернативных сценариев с помощью ситуа- ционного анализа; l вовлечения большего числа участников в про- цесс принятия решений. www.secuteck.ru апрель – май 2023 Рис. 2. Операционное понимание ситуации Рис. 3. Учебный ситуационный центр 2 ГРИД – форма распределенных вычислений, в которой виртуальный суперкомпьютер представлен в виде кластеров, соединенных с помощью сети слабосвязанных компьютеров, работающих вместе для решения задач, требующих значительных вычислительных ресурсов.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw