Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023
Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 112 Вопросы обучения и повышения квалификации Для обучения реализации описанных техноло- гий должен быть создан учебный ситуационный центр (рис. 3), который служит для визуализа- ции, объединения и сотрудничества специали- стов разных специальностей, которые совмест- но разрабатывают сценарии для решения слож- ных проблем с целью улучшения результатов проектирования, строительства и эксплуатации безопасных ОТИ. Являясь инициативой ИПСС РУТ (МИИТ), учебный ситуационный центр играет решающую роль в продвижении иссле- довательской миссии ИПСС РУТ (МИИТ) и воплощает методические принципы российско- го учебного заведения нового типа проведения исследований, основанных на использовании, объединении различных дисциплин и совмест- ной разработке решений для критических про- блем, стоящих перед транспортным комплек- сом РФ в XXI веке. Предлагаемое решение процесса обучения с использованием возможностей учебного ситуа- ционного центра основано на технологии вир- туального повествования, новом виде компью- терных приложений, сочетающего в себе черты виртуального тренажера, интерактивной моде- ли и компьютерной игры. Участники виртуаль- ного повествования выступают не в качестве пассивных слушателей, а в роли активных дей- ствующих лиц, непосредственно влияющих на процесс развертывания интерактивного вирту- ального повествования. Виртуальное повество- вание – новая форма взаимодействия пользо- вателя (в том числе коллектива) с информа- ционной системой. Предлагаемая форма обучения и повышения квалификации построена на идее применимо- сти виртуальных многоролевых игр в качестве платформы для ситуационного моделирования, так как именно такие игры способны развивать ситуационную осведомленность. Решение осно- вано на результатах исследования возможно- стей виртуальной интернет-среды в качестве универсальной платформы для моделирования сложных, разнородных и критических ситуаций с высоким риском, возникающих в процессе работы ОТИ. Серьезные ролевые игры позво- ляют проигрывать разнообразные варианты развития сложных ситуаций, на которые влияют различные факторы: человеческий, техноген- ный, природный, фактор неожиданности и др. Основой для проектирования, строительства и эксплуатации безопасных ОТИ является риск- ориентированное информационное моделиро- вание. Получаемые в результате его примене- ния безопасные объекты инфраструктуры 3 (социальной, транспортной, военной, про- изводственной, информационной) отвечают требованиям: l безопасности в условиях деструктивного воз- действия природных и техногенных факто- ров; l обеспечения защиты от угроз террористиче- ского характера и несанкционированного вторжения; l культуры и качества безопасности; l транспортной безопасности, то есть защите от АНВ (для ОТИ). Информационные модели РО ТИМ В отличие от общеиспользуемого подхода к проектированию с применением ТИМ, предла- гаемый ИПСС РУТ(МИИТ) и НИУ МАИ риск- ориентированный подход (РО ТИМ) к проекти- рованию безопасных ОТИ предназначен для решения многоцелевой задачи с учетом возни- кающих и развивающихся неопределенностей, новых поворотов в проблеме обеспечения их безопасности. РО ТИМ являются основой для управления стойкостью безопасных ОТИ, объ- единения проектных решений и мероприятий, направленных на управление рисками деструк- тивных воздействий природных и техногенных факторов, военных, террористических угроз и несанкционированного вторжения, а для ОТИ – также и на обеспечение транспортной безопас- ности (рис. 4, 5, 6). РО ТИМ реализуются с помощью аппаратно- программного технологического и надзорного комплекса, обеспечивающего текущий конт- роль в целях улучшения эффективности конт- рольно-надзорной деятельности при разработ- ке безопасных объектов на всех этапах жизнен- ного цикла: подготовительном, проектирова- ния, строительства, эксплуатации. Этот комплекс включает в себя специальные модули для контроля защиты от военных, тер- рористических угроз и несанкционированного вторжения в новых условиях изменения психо- логии людей и возникновения интеллектуаль- апрель – май 2023 www.secuteck.ru Рис. 4. Принятие проектных решений Рис. 5. Принятие решений на основе анализа риска Рис. 6. Процедура риск-информированного принятия проектных решений 3 Безопасность объекта инфраструктуры – это состояние защищенности объекта инфраструктуры от различных угроз, при котором созданы условия для его нормального функционирования и строгого соблюдения на нем установленных режимов. Инфраструктура – это базис, обеспечивающий функционирование системы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw