Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023

Ц И Ф Р О В А Я Т Р А Н С Ф О Р М А Ц И Я , A I , I o T 113 ного терроризма, а для ОТИ – соблюдения тре- бований транспортной безопасности. РО ТИМ, в отличие от ТИМ, включает в себя разработку следующих информационных моделей: l 0D – подготовительный этап. Построение информационных моделей (результатов мониторинга территории объекта, окружаю- щей территории, исходной информации об объектах на этих территориях, исходной информации об объекте, подготовительных работ, предварительной оценки уязвимости ОТИ, системы антитеррористической защи- щенности и мероприятий сил безопасности на подготовительном этапе). l 7D – оценка уязвимости ОТИ. Информацион- ная модель для оценки уровня обеспечения транспортной безопасности, антитеррористи- ческой защиты и защиты от несанкциониро- ванного проникновения. l 8D – проектные решения инженерно-техни- ческой укрепленности ОТИ. Информационная модель совокупности мероприятий, направ- ленных на усиление конструктивных элемен- тов ОТИ, его помещений и технических средств, обеспечивающих необходимое про- тиводействие несанкционированному про- никновению в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам, с целью предотвращения криминальных проявлений и противоправных действий, обеспечения антитеррористической защищенности ОТИ, а также инженерной укрепленности специ- альных помещений для хранения и работы со служебной информацией ограниченного доступа. l 9D – системы антитеррористической защи- щенности ОТИ. Информационная модель раз- мещения на ОТИ инженерно-технических средств охраны, систем видеонаблюдения, связи, оповещения и экстренной эвакуации, технических систем (средств), направленных на обнаружение радиоактивных, взрывчатых веществ, токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений, оружия, боеприпасов, наркотических средств и других опасных предметов и веществ. l 10D – сценарии (мероприятия) транспортной безопасности и антитеррористической защи- ты ОТИ. Информационная модель мероприя- тий транспортной безопасности и антитерро- ристической защиты по оперативному реаги- рованию на сигналы об опасности от средств контроля безопасности, персонала и посети- телей ОТИ включает в себя пути передвиже- ния охраны ОТИ, МВД, МЧС, ФСБ, разрабо- танные с использованием искусственного интеллекта на основе анализа оценки уязви- мости ОТИ, анализа моделей нарушителя и сценария его действий. При этом обеспечение безопасности ОТИ в части оценки особенностей их подсистем, оцен- ка вероятностей реализации угроз совершения деструктивных воздействий различной приро- ды, выработка рекомендаций по их предупреж- дению и ликвидации последствий на основании управления рисками и стойкостью требуют оценки разнообразных вариантов развития сложных ситуаций. Первоначальные планы по мере проведения операции по активному про- тиводействию несанкционированному воздей- ствию при этом могут и должны будут подвер- гаться существенной корректировке. Это озна- чает, что данные обстановки, полученные из различных источников, должны быть переданы в ситуационный центр ОТИ, там восприняты, отображены на карте, проанализированы и на основании этих данных принято решение, уточ- няющее (или в корне меняющее) задачи устра- нения последствий несанкционированного воз- действия. Потом эти же данные обстановки вместе с уточненными задачами должны быть доведены до сил безопасности объекта, МЧС, ФСБ, МВД и т.д. Те, в свою очередь, должны выработать свои решения, довести их до руко- водителей групп и т.д. План такой операции по определению не может быть разработан заранее. Динамичность изме- нений обстановки в процессе выполнения плана ликвидации последствий несанкциони- рованных воздействий является характерной чертой работы всех уровней иерархии ситуа- ционного центра ОТИ. Технические решения позволяют как создавать временные рубежи охраны объектов и их инфраструктуры, так и масштабировать существующие. Усиленная таким образом инфраструктура дает возмож- ность осуществить активное противодействие ОТИ природным и техногенным факторам, обеспечить транспортную безопасность, а также защиту от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения. Анализ безопасности и принятие решений Цель анализа безопасности ОТИ – исследова- ние негативных и позитивных тенденций и про- гнозирование состояния безопасности при оценке его количественных критериев на раз- личных территориальных и отраслевых участках анализируемой области, выявление ключевых направлений обеспечения безопасности для последующего принятия решений. Проводимый анализ включает в себя: l расчет комплекса статистических показателей, более содержательных и менее подвержен- ных случайным колебаниям, чем результат подсчета количества нарушений; l построение чрезвычайных последовательно- стей (сценариев возможных АНВ и ЧП); l определение конечных состояний и послед- ствий для каждой чрезвычайной последова- тельности 4 ; l количественную оценку вероятности и риска чрезвычайных последовательностей (метод аналитико-статистического моделирования). Практическое применение метода строится с помощью системы, которая служит для форми- рования многопользовательской интегрирован- ной среды анализа и информирования руко- водства и контрольно-надзорных органов о состоянии безопасности ОТИ. Система способствует улучшению обоснованно- сти принимаемых решений за счет: l повышения уровня информированности руководства и контрольно-надзорных орга- нов об уровне безопасности ОТИ; l предоставления руководителю ОТИ оператив- ного доступа к информации о состоянии без- опасности и предупреждения о возникнове- нии неблагоприятных тенденций; l предоставления техническим специалистам ОТИ средств анализа и прогнозирования состояния безопасности, средств поддержки планирования мероприятий; l выдачи отчетных документов в табличных и графических формах, оптимизированных для использования в текущих процессах выработ- ки оперативных и стратегических решений. Анализ показывает, что для объективного оце- нивания уровня безопасности стратегически важных ОТИ необходимо проведение научно- технической экспертизы. Такая экспертиза должна проводиться под научно-методическим руководством комиссии РАН по техногенной безопасности с привлечением необходимых специалистов для проведения оценки уязвимо- сти и разработки предложений по повышению уровня безопасности. Последующая норматив- но-правовая экспертиза и формирование результирующих заключений, подготовка пред- писаний, предложений по содержанию курсов повышения квалификации персонала ОТИ должны осуществляться в рамках скоординиро- ванной деятельности Ространснадзора, проку- ратуры, МВД, ФСБ, МЧС с привлечением дру- гих надзорных органов. Для стратегически важ- ных ОТИ материалы комплексной экспертизы дополнительно должны проходить обществен- ные слушания в комитете безопасности Обще- ственной палаты РФ. Интеграция методов и подходов Такое последовательное использование идей интеграции методов и подходов ситуационной осведомленности, многомасштабного предска- зательного моделирования, ГРИД, семантиче- ской паутины, интеллектуальных информа- ционных технологий и хранилищ данных поз- воляет перейти на качественно более высокий уровень ситуационного анализа и поддержки принятия решений в транспортном комплексе. Реализация основных положений концепции, а также использование учебных ситуационных центров будет способствовать решению акту- альных задач, связанных с совершенствованием методов принятия управленческих решений, облегчением доступа к большим объемам смежной информации, возможностью исследо- вания множественных альтернативных сценари- ев, вовлечением большего числа участников в процесс принятия решений и обеспечением эффективной коммуникации между ситуацион- ными центрами ОТИ разных уровней. n www.secuteck.ru апрель – май 2023 4 Чрезвычайная (аварийная) последовательность – последовательность событий, в том числе событий запроектной аварии, приводящая к определенному финальному состоянию ОТИ. Эта последовательность включает в себя инициирующее событие, события, связанные с успешным или неуспешным выполнением функций безопасности системами ОТИ и/или персоналом. Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw