Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023
S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 9 www.secuteck.ru апрель – май 2023 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПАСНОСТь МЕСТ С МАССОВыМ ПРЕБыВАНИЕМ людЕй Николай Махутов Руководитель секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корр. РАН, д.т.н., профессор Владимир Балановский Ответственный секретарь секции по безопасности Экспертного Совета при Комитете Совета Федерации по обороне и безопасности, член бюро Комиссии РАН по техногенной безопасности, профессор Академии военных наук Сергей Квасов Заведующий сектором информационно- телекоммуникационных технологий ГАУ города Москвы "Мосгосэкспертиза" К онтрольно-надзорная деятельность в сфере безопасности не является рядовым или узким, чисто отраслевым инструментом. Это важное звено в последовательной работе по повышению уровня защиты объектов различ- ных отраслей в нашей стране. Совершенно оче- видно, что сфера безопасности требует, чтобы любые действия по ее совершенствованию предусматривались не на этапе эксплуатации объектов, а на этапе их проектирования и строительства. Одним из основополагающих элементов этой работы выступает инвентариза- ция и обновление обязательных требований, предъявляемых соответствующими постановле- ниями Правительства РФ "Об утверждении тре- бований к антитеррористической защищенно- сти объектов (территорий)…". Такая работа тра- диционно выполняется с привлечением соот- ветствующих специалистов, но имеет чрезвы- чайно общий вид. Это объясняется тем, что спе- циалисты руководствуются своим опытом и здравым смыслом, а не конкретными данными. Однако система организации безопасности объекта не терпит прорех и белых пятен. Поэто- му для разработки предложений по внесению изменений и дополнений в постановление Пра- вительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористиче- ской защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельно- сти Министерства просвещения РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (террито- рий)" (далее – ПП № 1006) должно применять- ся экспертно-аналитическое исследование с большой (репрезентативной) выборкой. Экспертно-аналитические мероприятия для объектов Минпросвещения России В последнее время экспертно-аналитическое мероприятие понимается исключительно как деятельность в сфере финансов и определяется как форма осуществления внешнего государст- венного и муниципального финансового конт- роля с применением методов экспертизы, мониторинга и анализа. Однако еще три десят- ка лет назад экспертно-аналитические исследо- вания проводились в основном в отношении проектных решений и организационно-техни- ческих мероприятий. Применительно к сфере безопасности объектов (территорий) Мини- стерства просвещения РФ задачами такого экс- пертно-аналитического мероприятия являются: l исследование актуальных проблем при реа- лизации мероприятий по обеспечению анти- террористической защищенности объектов (территорий); l мониторинг проектно-сметной документации в части соблюдения требований к инженер- но-техническому укреплению объекта в целях обеспечения его антитеррористической защи- щенности; l мониторинг и анализ реализации проектов строительства объектов (территорий), отно- сящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ; l исследование причин и последствий наруше- ний и недостатков, выявленных по результатам терактов на объектах, относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ; l подготовка предложений по результатам про- веденного экспертно-аналитического меро- приятия. Анализ и экспертиза документации на реконструкцию объектов Настоящие предложения по внесению изменений и дополнений в ПП № 1006 были разработаны в 2022 г. Они являются результатом анализа и экспертизы проектной документации, выпол- ненной проектными организациями Москвы в 2018–2021 гг. Анализу подвергалась докумен- тация не только на реконструкцию объектов Минпросвещения России, но и Министерства образования и науки, Министерства здравоохра- нения и др. Всего непосредственно была проана- лизирована проектная документация свыше 100 объектов, с учетом замечаний по ней, получен- ных от ГАУ города Москвы "Мосгосэкспертиза". При проведении экспертно-аналитического мероприятия учитывалось, что: 1. Постановление Правительства РФ "Об утвер- ждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…" являет- ся основным документом обязательного и без- условного применения, а отраслевые и регио- нальные нормативные документы органы экс- пертизы в процессе своей работы не учитывают. 2. В постановлениях Правительства РФ "Об утверждении требований к антитеррористиче- ской защищенности объектов (территорий)…" критическим элементом, определяющим эффективность проектной документации, является раздел III "Мероприятия по обеспече- нию антитеррористической защищенности объ- ектов (территорий)". 3. Согласно пп. 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 требований ПП № 1006 антитеррористическая защищенность обеспечивается путем осуществ- ления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутри- объектового режимов и (или) признаков подго- товки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террори- стических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объ- ектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информа- ции ограниченного распространения, содержа- щейся в паспорте безопасности и иных докумен- тах объектов (территорий), в том числе служеб- ной информации ограниченного распростране- ния о принимаемых мерах по антитеррористи- ческой защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкцио- нированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологиче- ских агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. Результаты анализа и экспертизы 1. Раздел III "Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)" ПП № 1006 включает 15 пунктов (с 17 по 31). 2. Изменения и дополнения внесены в 11 из 15 пунктов раздела. 3. Изменения внесены в следующие пункты раз- дела: 17, 18б, 18в, 18г, 18ж, 19а, 20а, 20б, 20в, 20ж, 20з, 21а, 21в, 24в, 24.д, 24.к, 25а, 25б, 25в, 25г, 29, 31. 4. Раздел дополнен пунктами: 17и, 18б.1, 18б.2, 18б.3, 19к, 19л, 20а.1, 20а.2, 20а.3, 20а.4, 20и, 21ж, 22д, 22.1, 22.1.а, 22.1.б, 22.1.в., 22.1.г, 22.1.д, 23.1, 23.1.а, 22.1.б, 22.1.в, 22.1.г, 22.1.д, 22.1.е., 22.1.ж, 22.1.з, 22.1.и, 22.1.к, 25е, 25ж. Ниже в таблице приведены основные измене- ния и дополнения. Экспертно-аналитическое регулирование для безопасной школы Безопасность учреждений сферы образования сегодня вызывает обеспокоенность и у государства, и у общества. Теракты последних лет показали, насколько уязвимы- ми являются учебные заведения, а их последствия всегда тяжелы и вызывают широ- кий общественный резонанс. Поэтому безопасностью таких объектов необходимо заниматься уже на этапе их проектирования и строительства
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw