Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 12 Г оворя о современном образовании, мы чаще всего задумываемся о его доступно- сти и качестве. Если доступность оценивается по отдаленности от места жительства и стои- мости образовательных услуг, то критериями качества для нас в первую очередь выступают опыт и квалификация преподавательского состава, наличие учебно-методической базы и обеспечение комфортными классами (ауди- ториями) для проведения занятий. Часто ли в современных условиях потребители образо- вательных услуг задаются вопросом выполне- ния учреждением требований безопасности? Оснащение образовательных учреждений (ОУ) системами контроля и управления досту- пом, видеонаблюдения, с интегрированными в них противопожарными инструментами, в большей степени является требованием контрольно-надзорных органов, чем желани- ем потребителей образовательных услуг. нередки случаи, когда реализация мер про- пускного режима в образовательном учрежде- нии становится раздражающим элементом для обучающихся и сотрудников. Нормативное регулирование вопросов оснащения инженерно- техническими средствами охраны Система антитеррористической защищенности любого образовательного учреждения строится на основе документа "паспорт безопасности". Паспорта подготавливаются на основе общих требований, утвержденных Правительством России, в их числе: l постановление Правительства РФ от 7 ноября 2019 г. № 1421 1 (требования по учрежде- ниям науки и высшего образования); l постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 2 (требования по учрежде- ниям среднего общего и среднего профессио- нального образования). Кроме того, при составлении паспортов учиты- ваются рекомендации профильных ведомств, например Росгвардии, по оборудованию инже- нерно-техническими средствами охраны (иТСО) социально значимых объектов 3 . Состав- ление самого паспорта осуществляется на осно- ве проведенного категорирования – процесса, осуществляемого с привлечением представите- лей различных правоохранительных и контро- лирующих органов публичной власти. иТСО представляют собой комплекс взаимосвя- занных средств, обеспечивающих безопасное функционирование объекта, сохранность иму- щества, информации и здоровья персонала и посетителей объекта, а также предоставляющих необходимую информацию о состоянии без- опасности объекта, позволяющую оперативно принимать меры по предотвращению нештат- ных ситуаций и ликвидации их последствий. Сюда входит система контроля и управления доступом, система видеонаблюдения, охранная сигнализация и система охранного освещения. Основные проблемы оборудования образовательных учреждений ИТСО на этапе планирования и реализации мер, предусмотренных нормативными правовыми актами и локальными паспортами безопасно- сти, возникает ряд сложностей, основными источниками которых традиционно являются недофинансирование и недостаточная квали- фикация специалистов. на практике названные проблемы проявляются в следующем. Погрешности при проектировании ИТСО Проектирование подобных систем, учитывая их специфику, не свойственную для образователь- ных учреждений, традиционно отдается на откуп сторонним организациям. Однако для правиль- ного составления технического задания необхо- димо знать или хотя бы иметь представление о логике взаимодействия иТСО с техническими коммуникациями зданий. для упрощения обяза- тельств по выполнению требований антитерро- ристической защищенности ОУ могут отдавать на откуп проектным организациям не только проект, но и оформление технического задания для него. Разумеется, такой подход влечет создание конеч- ного проекта, выгодного скорее проектной орга- низации, а не образовательному учреждению. даже в том случае, если предположить ответ- ственный и добросовестный подход потенци- альной проектной организации, то правильно ли возлагать на нее сбор всех предварительных данных? например, весьма трудоемким являет- ся точный расчет средней проходимости на каждом входе больших университетских кампу- сов, с учетом изменений в различное время года. а ведь от этого зависит выбор конкретно- го исполнительного устройства (турникета). апрель – май 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй Степан Сенчихин Независимый эксперт www.pxhere.com Оснащение образовательных учреждений инженерно- техническими средствами охраны Организационные проблемы и пути их решения Рассмотрим некоторые проблемы обеспечения образовательных учреждения ком- плексом инженерно-технических средств охраны, такие как недофинансирование и недостаточная квалификация специалистов по безопасности. К чему они приводят на практике? Какие есть способы нивелирования этих проблем? 1 Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2019 г. № 1421 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // СПС "Консультант Плюс". 2 Постановление Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (с изменениями и дополнениями). 3 Официальный сайт Росгвардии. URL: https://rosguard.gov.ru/page/index/rekomendacii-po-oborudovaniyu-inzhenernotexnicheskimi-sredstvami-oxrany-socialno-znachimyx-obektov (дата обращения: 23.04.2023).

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw