Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 13 изначально неверные данные могут повлечь приобретение необоснованно дорого устрой- ства либо заведомо не способного справиться с человеческим потоком – оно выйдет из строя до истечения расчетного цикла эксплуатации. Недостаточный контроль на этапе монтажа и ввода в эксплуатацию ИТСО Учитывая, что основная масса образовательных учреждений является государственными или муниципальными, оборудование иТСО при- обретается путем проведения конкурентных закупочных процедур, где основным критерием выступает наименьшая цена. на данном этапе максимально раскрывается совокупность фак- тора недостатка квалификации специалистов (приведших к наличию проекта, не соответ- ствующего всем необходимым критериям) с недофинансированием, выраженным в эко- номии средств при проведении конкурентной процедуры. в ходе монтажа систем иТСО также возникает множество ситуаций, связанных с необходи- мостью обладания специализированными зна- ниями. Так, могут всплывать нестыковки про- екта и фактического расположения технических коммуникаций. данные разногласия между тех- нической документацией и фактом, в зависи- мости от их критичности, могут приводить к приостановке или невозможности реализации проектных решений. в такой ситуации принятие решений о способах преодоления возникших сложностей должно вырабатываться и оцени- ваться квалифицированными специалистами. в то же время любое внесение изменений в проектные решения должно осуществляться без вреда для работоспособности системы и без нарушения нормативных требований. на этапе приемки работ важно оценить работо- способность системы и соответствие ее всем заявленным качественным составляющим. для того чтобы обеспечить контроль качества, обра- зовательные учреждения обязывают подрядную организацию получить соответствующее эксперт- ное заключение. Однако, как показывает прак- тика, экспертные организации часто дают такие заключения без реальной проверки смонтиро- ванной системы на месте. Стоит отметить, что приемку работ в масштабных университетских кампусах не всегда представляется возможным осуществить качественно своими силами даже при наличии у специалистов ОУ необходимой квалификации из-за их малого количества. Недостаточная разъяснительная работа с потребителями образовательных услуг данный пункт подразумевает в первую очередь низкую квалификацию специалистов по без- опасности, но не в контексте инженерно-техни- ческих знаний, а в области проведения обуче- ния в контакте с обучающимися, их законными представителями и работниками ОУ. Противо- действие большинству террористических и общекриминальных угроз практически невоз- можно, если полагаться только на иТСО. необходима системная комплексная работа по воспитанию своеобразной гигиены в области безопасности. Рассмотрим основные группы недостатков в проводимом обучении. 1. Организация порядка функционирова- ния системы безопасности. Обеспечение мер безопасности не всегда может осознаваться обучающимися и работниками ОУ на интуитивном уровне. неформализованная и доходчивая разъяснительная работа – залог понимания и исполнения основных принципов работы комплекса иТСО. например, в области обеспечения пропускного режима имеется необходимость выстраивания четкого и понятного алгоритма действий, раз- мытость которого влечет недопонимания и необоснованный дискомфорт. Так, на практи- ке определенное недопонимание вызывает необходимость фиксации не только входящих, но и выходящих из учреждения лиц. Разуме- ется, данные меры необходимы не только для учета времени нахождения в ОУ обучающегося (может быть полезным при поиске пропавших обучающихся), но также и с позиции последне- го рубежа контроля законности нахождения любого посетителя в ОУ. Однако работники и обучающиеся ОУ, ленясь выполнить требова- ния по своей идентификации, могут обратиться к сотрудникам охраны с просьбой выпустить их без надлежащего выполнения требований про- пускного режима. может ли иТСО эффективно выполнять свое назначение, если оно в полной мере не воспринимается и не осознается работ- никами и обучающимися? думается, ответ оче- виден. 2. Меры личной и коллективной безопасности. Резонансные события, такие как нападение на гимназию № 175 в Казани 11 мая 2021 г. и массовое убийство в Пермском государствен- ном университете 20 сентября 2021 г., показы- вают критическую необходимость реального обучения практико-ориентированным мерам безопасности. вместе с тем, к сожалению, отмечается очевид- ный формализм в деятельности специалистов по безопасности при обучении мерам безопасно- сти. например, одним из требований при обес- печении антикриминальной и антитеррористи- ческой защищенности ОУ является проведение соответствующих учений. Однако зачастую для экономии времени и организационных усилий подобные учения проводятся по шаблонам или одновременно с учениями по пожарной тревоге. Стоит ли говорить, что многие алгоритмы дей- ствий во время пожара попросту не совпадают, а в некоторых случаях и противоречат действиям персонала в случаях нападения на ОУ. 3. Неиспользование полного объема воз- можностей комплекса ИТСО. нормативные требования, предъявляемые к оборудованию ОУ комплексом иТСО, являются необходимым минимумом, а не призыву к пол- ноценному использованию всего возможного потенциала таких средств для обеспечения без- опасности. в результате этого вместо оптималь- ного использования финансовых средств воз- никает обратная ситуация: системная безопас- ность заменяется латанием дыр. Образователь- ные учреждения ограничиваются установкой СКУд и систем видеонаблюдения на входных группах. Кроме того, видеонаблюдение может устанавливаться по периметру и в коридорах ОУ, частично контролируя внешнее и внутрен- нее пространство. Очевидно, что данные меры не могут в полной мере отвечать всем вызовам при нападении на учреждения. Пути решения проблем многие из вышеобозначенных проблем носят организационный характер и требуют в первую очередь наличия в данной сфере достаточного количества квалифицированных специалистов. С другой стороны, невозможно обеспечить образовательные учреждения всем комплексом иТСО без эффективного и взвешенного исполь- зования финансового ресурса. автором после- довательно отстаивается позиция относительно необходимости включения критерия безопас- ности образовательного процесса как одного из ключевых при оценке эффективности деятель- ности ОУ 4 . в этом может помочь зарубежный опыт по обязыванию вузов публиковать еже- годные отчеты по безопасности. в качестве примера можно привести зарубеж- ный опыт регулирования в данной сфере. Стоит отметить закон Клери (Clery Act), принятый в СШа после изнасилования и убийства в общежитии университета 19-летней студентки дж. Клери в 1986 г. закон Клери входит в еди- ную систему раскрытия информации вузами, получающими государственную поддержку. Система раскрытия информации обязательна для каждого университета и колледжа, уча- ствующего в федеральных программах финан- совой помощи. данные положения американ- ского законодательства обязывают такие обра- зовательные учреждения предавать гласности, наряду с иной информацией, данные о полити- ке безопасности университетского городка, ста- тистике преступности в университетском город- ке, состоянии пожарной безопасности 5 . за нару- шение указанного закона предусмотрены суще- ственные санкции, от значительных штрафов до лишения государственного финансирования. Заключение недофинансирование сферы безопасности связа- но с восприятием руководством ОУ данной сферы как второстепенной, поскольку она не является одним из критериев эффективности управления учреждением или критерием качества образова- тельной услуги. Рассмотренные в настоящей статье сложности при оборудовании образова- тельных учреждений иТСО и способы решения, безусловно, не являются исчерпывающими. воз- можным видится рассмотреть специфику органи- зационных проблем при реализации инженерно- технических решений в каждой категории ОУ (вуз, СУз, школа). Однако думается, что выявлен- ные закономерности могут являться базисом для дальнейших подобных исследований. n www.secuteck.ru апрель – май 2023 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй 4 Сенчихин С.П. Организационные проблемы обеспечения безопасности в образовательных учреждениях и пути их решения // Вопросы государственного и муниципального управления. 2022. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-problemy-obespecheniya-bezopasnosti-v-obrazovatelnyh-uchrezhdeniyah- i-puti-ih-resheniya (дата обращения: 23.04.2023). 5 Кодекс США (Title 20, Chapter 28, Subchapter IV, Part G, § 1092) // Официальный сайт The Legal Information Institute. URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/20/1092 Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw