Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 18 Х отя история железных дорог началась пер- вой (в XVIII веке) и тянется намного доль- ше, метрополитен по специфике и организации своей деятельности во многом напоминает своего старшего железнодорожного собрата. Преимущества рельсовых видов транспорта в традиционном понимании метрополитен является городской железной подземной доро- гой с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженер- но отделенной от любого другого транспорта и пешеходного движения (внеуличной). Оба этих вида транспорта выделяет ряд пре- имуществ перед другими видами: высокая точ- ность маршрутов движения, низкая аварий- ность, мобильность передвижения, независи- мость от погодных условий, низкие финансовые затраты на дорогу и отсутствие дополнительных расходов, экологичность и многое другое. в связи с тем что Россия – самая большая страна в мире по занимаемой площади, железнодорожный транспорт всегда будет иметь особую значимость в ее транспортной системе [1]. метрополитен же играет ведущую роль при интеграции городской транспортной, градостроительной и социальной политики. Первоначально линии метро строили, чтобы разгрузить улицы больших городов. в настоя- щее время метрополитены фактически стали основным структурообразующим элементом современного города, на основе которого строится политика обеспечения мобильности населения. Категорированные объекты транспорта Печально известные террористические акты, совершенные 11.11.2001 г. в нью-йорке и унесшие жизни 2 977 человек, положили начало новому этапу противодействия террори- стической угрозе во всех странах. Этот этап характеризуется пониманием, что терроризм есть глобальное зло, для борьбы с которым необходима консолидация сил всего мирового сообщества, накопление и систематизация информации, обмен опытом, особенно в вопросах, связанных с транспортной безопас- ностью [2]. в этой связи наше государство уже более 15 лет ведет активную политику в области обеспече- ния транспортной безопасности и антитеррори- стической защищенности, разрабатывая и совершенствуя комплекс мер. Система дан- ных мер распространяется на объекты транс- портной инфраструктуры по каждому виду транспорта, которые подверглись процедуре категорирования федеральными агентствами минтранса России. несмотря на множественную схожесть, желез- нодорожный транспорт и метрополитен имеют свое уникальное нормативно-правовое регули- рование и собственные требования законода- тельства по обеспечению транспортной без- опасности. Так, в сфере железных дорог категорированию и последующему применению требований по безопасности и защищенности подлежат такие типы объектов, как: l железнодорожные вокзалы и станции; l тоннели, эстакады, мосты; l объекты систем связи, навигации и управле- ния движением транспортных средств желез- нодорожного транспорта. Объекты метрополитенов действующим зако- нодательством отнесены к объектам инфра- структуры внеуличного транспорта, и на прак- тике категорированию зачастую подлежат стан- ции, тоннели и пункты управления движением. Таким образом, железнодорожный транспорт и метрополитен, а точнее объекты данных видов транспорта, подвергаются категорирова- нию не в полном объеме, но все же наибольшая их часть, задействованная в процессе обеспече- ния перевозок. Несовершенство законодательства несовершенством нормативно-правового регу- лирования той или иной области экономики вряд ли кого-то можно сегодня удивить. и свя- зано это вовсе не особенностями нашей страны, а скорее с тем, что общественные отношения всегда находятся в постоянном развитии и нор- мотворчество всегда будет не поспевать за их официальным урегулированием. Требования законодательства по обеспечению безопасности сегодня по каждому виду транс- порта обладают универсальностью, лишены индивидуального подхода к принятию тех или иных решений, не учитывают специфику, осо- бенности и реальность практической реализа- ции данных требований, отсутствуют осмыслен- ность и целесообразность принятия некоторых обязательных к исполнению мер на конкретном виде транспорта. Обратной стороной универсальности закона стала избыточная детализация регулирования отдельных правоотношений. например, в тре- бованиях по обеспечению транспортной без- опасности по видам транспорта содержатся нормы, предписывающие, сколько работников должно быть в том или ином месте. То есть в нормах не учтены особенности и специфика конкретного объекта транспортной инфраструк- туры (ОТи) или транспортного средства (ТС). в результате субъект транспортной инфраструк- туры или перевозчик заведомо не может опти- мально спланировать меры по обеспечению транспортной безопасности конкретного ОТи или ТС, так как вынужден содержать работни- ков и технические средства обеспечения транс- портной безопасности без объективной необхо- димости [3]. Чем различаются поезда на метрополитене и железной дороге? метрополитен и железная дорога – это два вида транспорта, которые используются населе- нием для перемещения из одного места в дру- гое. метрополитен используется для путеше- ствий на короткие расстояния за меньшее время, в то время как железная дорога исполь- зуется для поездок на дальние расстояния. Поезда в подземке и на ж/д транспорте имеют разные двигатели, а также разные технические характеристики. Они используют разное напря- жение: в метро оно составляет 825 в, на желез- ной дороге – 3 000 в. Еще одно различие – источник тока: в метро он идет от контактного рельса, расположенного сбоку от путей, а на железной дороге – от кон- тактной сети сверху. Есть разница и в размерах: поезд метро имеет гораздо меньший размер, так как диаметр тоннеля в метро составляет всего 5,5 м. может различаться и количество вагонов: самый длинный состав метро для перевозки пассажиров может состоять только из восьми вагонов, на железной дороге таких ограничений нет. Есть свои различия и в обеспечении транспорт- ной безопасности на этих двух видах транспор- та. Так, люди, которые работают в этой обла- сти, – сотрудники досмотра и административ- ный персонал должны пройти специальное обучение и аттестацию, показав свою квалифи- кацию и знание законов по безопасности. Так вот, несмотря на схожую тематику вопросов для апрель – май 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности Железнодорожный транспорт и метрополитен – что безопаснее? Железнодорожный транспорт и метрополитен объединяет много особенностей как технических, так и технологических. Не вызывает удивления и тот факт, что многие работники, в том числе и руководители высшего звена, со знанием специфики одного вида транспорта без особых проблем адаптируются к работе на смежном. Как обстоят дела с обеспечением транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на этих видах транспорта, какие есть сходства и различия? Разбе- ремся в этой статье

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw