Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023

S E C U R I T Y A N D I T M A N A G E M E N T 19 аттестации, все же они различаются, и нужно сдавать отдельный экзамен для каждого вида транспорта. некоторой особенностью подземки является высокий уровень пыли и мелких инородных частиц, которые постоянно находятся в воздухе и влияют на работу и настройку технических средств досмотра, которые, в отличие от ж/д транспорта, требуют большего внимания и сер- висного обслуживания. Про категорирование объектов транспорта до начала обеспечения их безопасности было ска- зано выше. Отличий железнодорожного транс- порта от метрополитена действительно много, поэтому рассмотрим лишь те, которые оказы- вают существенное влияние на обеспечение транспортной безопасности: 1. в силу того что железные дороги предна- значены больше для перевозки пассажиров между населенными пунктами, а метрополите- ны являются субъектами инфраструктуры городского внеуличного транспорта, явным их различием является действующий пассажиро- поток. для крупных мегаполисов метрополи- тен – это главный вид транспорта, и объем перевозок в часы пик несопоставим с железно- дорожным транспортом. данный фактор не позволяет обеспечить 100%-ный досмотр пас- сажиров и резко снижает антитеррористиче- скую защищенность метрополитенов. 2. Пассажирские станции обладают разными архитектурно-планировочными особенностями, что прямым образом влияет на улучшение или ухудшение условий выполнения требований по безопасности. многие железнодорожные вок- залы имеют достаточную площадь для осу- ществления досмотровых мероприятий, в отли- чие от вестибюлей станций метро. 3. Разный подход к подразделению транспорт- ной безопасности (ПТБ). законодательством предусмотрены возможности и по формирова- нию собственного ПТБ для физической защиты объектов транспорта, и по созданию собствен- ного ПТБ. метрополитены (в частности, мос- ковский и Петербургский) пошли путем созда- ния собственных ПТБ, ОаО "РЖд" же в основ- ном привлекает сторонние ПТБ. Среди всех видов транспорта в части обеспече- ния безопасности явно выделяется авиацион- ный транспорт, где вопросам защищенности уделяется внимание уже более полувека. Ж/д транспорт и метро в части принимаемых мер по безопасности пока что не успели выйти на тот уровень, чтобы можно было говорить о суще- ственных различиях. Однако эти различия край- не необходимы для того, чтобы обеспечивать безопасность пассажирских перевозок на кон- кретном виде транспорта с учетом его специфи- ки. Каждый вид транспорта проходит свой путь развития и обладает особенностями, которые необходимо учитывать в первую очередь при принятии решений. Что общего у ж/д транспорта и метро? У ж/д транспорта и метрополитена много близ- ких характеристик, которые выражены в схожей организации пассажирского перевозочного процесса, смежности формирования техноло- гической работы станций, однородности предъ- являемых требований законодательства в части обеспечения транспортной безопасности и др. метрополитен, или метро, – это рельсовый вид городского транспорта, трассы которого проло- жены отдельно от улиц и, как правило, под зем- лей. движение поездов в метро регулярное, согласно расписанию. Отличается высокой экс- плуатационной скоростью (до 45 км/ч) и про- возной способностью (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). линии метропо- литена обычно прокладывают под землей (в тоннелях), при необходимости по поверхно- сти и на эстакадах. некоторые вагоны, созданные для наземных железных дорог, теоретически, если позволят габариты и оснащенность дизелем, могут про- ехаться по линиям метро. Что же касается метро- вагонов, то хоть пассажиров возить они вместо электричек и не смогут, но вот просто проехать себе по наземной железной дороге – вполне. и не только могут, а вполне себе успешно ездят. например, именно так новый поезд, построен- ный на заводе, попадает в метро. Своими коле- сами, по железным дорогам общего пользова- ния, и точно так же через много лет эксплуатации возвращается на завод для проведения ремонт- ных работ и различных модернизаций. в доперестроечный период метрополитен был отнесен к сфере правового регулирования железнодорожного транспорта. Однако с при- нятием законов о железнодорожном транспор- те он был исключен из сферы их действия. не нашлось ему места и в других транспортных законодательных актах. Хотя метрополитен в России имеет почти 90-летнюю историю, в настоящее время основными нормативными актами, регулирующими его деятельность, являются правила пользования метрополите- ном и правила эксплуатации метрополитена. Причем в городах, имеющих этот вид транспор- та, действуют свои правила. Что объединяет метро и железнодорожный транспорт в сфере безопасности? Прежде всего специфика. Человек, работавший в этой обла- сти на одном транспорте, без проблем адапти- руется для работы на другом. Часть законов и норм едины в нашей стране для всех видов транспорта, а те, что различаются, не имеют кардинальных изменений. Схожим образом на объектах устанавливается зона транспортной безопасности – территория, где устанавливается пропускной режим. С поправкой на архитектурные особенности каждого объекта одинаково устанавливаются контрольно-пропускные пункты, где применяют- ся схожие инженерно-технические устройства. Резюмируя, можно сказать, что железнодорож- ный транспорт и метрополитен всегда будут сравнивать, ведь у них так много общего. Пожа- луй, это подобно сравнению морского и речно- го видов транспорта. У каждого есть своя спе- цифика, свои особенности, но общего все-таки больше, чем различий. Список литературы 1. Тушко и.С. Транспортная безопасность на железнодорожном транспорте. Проблематика и пути решения // Проблемы правоохранитель- ной деятельности. 2019. № 4 (19). С. 62–67. 2. Свистильников а.Б., Селин Б.н., Сергиенко а.С. Об опыте великобритании и России по предупреждению террористических актов на железнодорожном транспорте и минимизации их последствий // вестник Сибирского юриди- ческого института мвд России. 2018. № 3 (32). С. 48–55. 3. Семенов С.а. Транспортная безопасность: проблемы становления // Транспорт Россий- ской Федерации. 2018. № 3 (76). С. 19–23. n www.secuteck.ru апрель – май 2023 СПЕЦПРОЕКТ БЕзОПаСнОСТь мЕСТ С маССОвым ПРЕБываниЕм людЕй Организация безопасности на железнодорожных вокзалах и метрополитене имеет много общего Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw