Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 40 апрель – май 2023 www.secuteck.ru Ч его сегодня не хватает рынку? Когда в экспертных опросах или интер- вью задают этот вопрос, понятно, что кто бы ни отвечал на него, он, естествен- но, будет упоминать (продвигать) про- дукцию или техно- логию предприятия, компании или организа- ции, с которыми так или иначе связан. При этом ты про себя невольно усмехаешься, пора- жаешься некоторой наивности интервьюеров, ожидающих узнать нечто уникальное, когда ответ очевиден. Надо признать, что при этом никто не лукавит, действительно все эти вещи нужны рынку: если их разрабатывают и про- изводят, стало быть, на них есть спрос. Если не вдаваться в технические детали и смот- реть на вещи шире, то российскому сегменту рынка систем безопасности в настоящий момент не хватает… технической культуры. Культуры проектирования, культуры производ- ства, культуры монтажа и дальнейшей эксплуа- тации оборудования. Есть, конечно, исключе- ния – организации, где все на высшем уровне, но в целом по стране уровень технической культуры оставляет желать лучшего. Культура проектирования Не единожды приходилось встречать на объ- ектах сооружения, выполненные "строго по проекту" (точнее, "слепо по проекту"), абсо- лютно без учета особенностей местности, кли- мата, специфики эксплуатации находящегося на них оборудования. Здесь и воздушные ком- муникации, не выдерживающие нагрузки садящихся на них птиц, и перекрывающие проходы и проезды кабельные трассы (рис. 1), и всевозможные пересечения всего того, что ни в коем случае ни пересекаться, ни упирать- ся одно в другое не должно. Культура проектирования как раз и заключа- ется в том, чтобы ничего ничему не мешало функционировать и при этом оставался доступ к участкам, где могут потребоваться аварийные, ремонтные или регламентные работы. Во избежание подобных технических коллизий придумали цифровое моделирование (BIM) – вещь архинеобходимую, которая перерабаты- вает большой массив информации и позволяет на стадии проектирования избежать возмож- ных ошибок. Следует подчеркнуть, что BIM-технологии значительно сокращают сроки проектирования и дают возможность одновременно работать над проектом всем его участникам. В этом плане плюсов очень много. И вроде ратуем за новации, стремимся идти в ногу со временем, но в то же время, когда одни внедряют BIM-технологии, другие находят мно- жество причин работать по старинке. "Мы ведь по старинке живем, в двенадцать часов обеда- ем" 1 . Эта литературная цитата очень точно пере- дает сегодняшний настрой не скажу что всех, но многих проектировщиков. Увы, пока инерция превалирует над пониманием необходимости коренных преобразований. Культура производства Об уровне производства нужно судить по тому, действует ли на предприятии система менедж- мента качества (ISO 9001), проводятся ли испытания готовой продукции и стандартизи- рованы ли методики их проведения. Если все это в совокупности имеется, то продукция, как правило, отличается высоким уровнем каче- ства и надежности. Культура монтажа Отсутствие традиции читать инструкцию перед тем, как что-нибудь делать, приводит к непра- вильному монтажу. И если все-таки что-то уда- ется установить и запустить, то оно вскоре выходит из строя. Примеров тому множество. Есть вопиющий факт, когда монтажная органи- зация, не удосужившись прочитать инструкции по монтажу, привела в негодность систему без- опасности критически важного объекта, вклю- чающую в себя и бронированные наблюда- тельные вышки, и противотаранные устрой- ства, и систему управления автотранспортны- ми КПП. И это не единственный случай. Вместе с тем есть прекрасные образцы органи- зации работ с высоким уровнем культуры мон- тажа, где учитывают геодезические данные, где работники пользуются только сертифициро- ванными инструментом и материалами, а если приходится сталкиваться с противоречивыми проектными требованиями, согласовывают возможные изменения совместно с проекти- ровщиком и представителем заказчика. Культура монтажа не только в том, чтобы стро- го придерживаться проекта, но и в том, чтобы при обнаружении в нем ошибки остановить работы до получения согласованного решения, позволяющего в последствии избежать про- блем. Культура эксплуатации Никак не могу понять, как можно потратиться на дорогостоящую технику и экономить деньги за счет обучения обслуживающего ее персонала. Обычно при производственных предприятиях есть учебные центры, обучающие персонал пра- вильной эксплуатации поставленной клиенту техники. И многие заказчики пользуются их услу- гами. Но есть такие, замечу, совсем не бедные компании, которые, приобретя те же противота- ранные шлагбаумы, эксплуатируют их, нисколь- ко о них не заботясь и не соблюдая никаких тех- нических регламентов. Словно планируют заме- нить их сразу же по истечении гарантийного срока. В итоге стоят они, бедолаги, в одной и той же позиции, задрав стрелу к небу. Подготовленные в учебном центре электроме- ханики, грамотно обслуживая технику, могли бы в несколько раз увеличить срок службы находящихся на объекте технических устройств, сэкономив владельцу значительные средства. *** Если подытожить сказанное, то сегодня рынку нужны культура проектирования, культура производства, культура монтажа, культура эксплуатации, высококвалифицированный персонал. И если мы все это хотим поддержи- вать на должном уровне, нужна стандартиза- ция систем безопасности и методик их испы- таний. n Игорь Васильев Редактор раздела "Комплексная безопасность", заместитель директора по НИОКР компании "ЦеСИС" КОЛОНКА РЕДАКТОРА Рынку безопасности не хватает технической культуры 1 Цитата из романа Д.Н. Мамина-Сибиряка "Приваловские миллионы". Рис. 1. Проектировщикам следовало бы провести предварительный аудит проекта с монтажной организацией Рис 2. Так бывает, когда кабель в грунт закладывает один монтажник, заземлитель устанавливает другой и оба работают "строго (слепо) по проекту"
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw