Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 41 В последнее время развитие науки и техники приводит к широкому применению в повсе- дневной жизни робототехнических комплексов и систем. наиболее активно на текущий момент разрабатываются и внедряются беспилотные авиационные летательные аппараты, в воздуш- ном кодексе РФ [1] им дано определение бес- пилотных воздушных судов (БвС) с максималь- ной взлетной массой от 0,15 до 30 кг. Современное состояние микроэлектроники позволяет использовать БвС дистанционно с минимальным участием человека, что дела- ет их привлекательным средством не только для совершения актов незаконного вмеша- тельства, но и для разведки, ведения мони- торинга и т.д. важным элементом в пресечении угрозы про- тивоправного применения БвС является его своевременное обнаружение. Применение тех- нических средств, работающих на различных физических принципах, позволяет значительно увеличить дальность обнаружения БвС и, соот- ветственно, парировать исходящую от него воз- можную угрозу. При помощи технических средств ведется мониторинг воздушного пространства с целью обнаружения БвС, его перемещения, каналов связи и навигации, обмена сигналами телемет- рии между БвС и пультом управления. Обнаружение и последующее распознавание (идентификация) БвС может осуществляться с использованием различных физических прин- ципов – активных и пассивных способов обна- ружения БвС, а также их комбинаций. Процесс обнаружения воздушной цели связан с решением задачи выявления демаскирующих признаков БвС. К основным демаскирующим признакам БвС относятся: l сигналы радиолокационной станции (РЛС), отраженные от корпуса и агрегатов БвС, в том числе проявление в отраженном сигнале эффекта доплера; l сигналы телевизионных ретрансляторов, широковещательных станций, базовых стан- ций сотовой связи, отраженные от БвС, в пер- вую очередь проявление в отраженном сиг- нале эффекта доплера; l команды и ответные сигналы канала управле- ния между пультом управления и БвС, а также между БвС и спутником-ретранслятором системы навигации; l сигналы бортовой РЛС бокового обзора; l каналы обмена информацией (канал управле- ния, передачи телеметрии и видеоинформации); www.secuteck.ru апрель – май 2023 СПЕЦПРОЕКТ ТЕхничЕСКиЕ СРЕдСТва ПРОТивОдЕйСТвия БПЛа Владимир Николаев Заместитель начальника отдела федерального казенного учреждения "Научно-исследовательский центр "Охрана" Росгвардии Дмитрий Прошутинский Научный сотрудник федерального казенного учреждения "Научно-исследовательский центр "Охрана" Росгвардии Анастасия Гладкова Старший научный сотрудник федерального казенного учреждения "Научно-исследовательский центр "Охрана" Росгвардии https://l.dedrone.com/ Актуальность выбора методов обнаружения малых беспилотных воздушных судов гражданского класса В статье проводится обзор и сравнительный анализ методов обнаружения беспилот- ных воздушных судов малого класса (до 30 кг), обосновывается необходимость ком- плексного применения различных принципов обнаружения беспилотных воздушных судов для дальнейшего использования в составе комплексов обнаружения и проти- водействия беспилотным воздушным судам С овременное состояние микроэлектроники позволяет использовать БВС дистанционно с минимальным участием человека, что делает их привлекательным средством не только для совершения актов незакон- ного вмешательства, но и для разведки, ведения мониторинга и т.д.

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw