Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023

К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 42 l сигналы системы автоматической посадки [2]; l нелинейные электромагнитные свойства элек- тронной аппаратуры БвС (сигналы бортового оборудования); l собственное электростатическое поле за счет трения БвС о воздух; l отражение в оптическом диапазоне; l инфракрасное излучение (тепловое поле дви- гателя); l акустическое поле винта и двигателя (может отсутствовать при планировании). важно предусмотреть, что при выборе и разме- щении технических средств обнаружения БвС на охраняемом объекте дальность обнаружения позволяла осуществить максимально оператив- ное противодействие БвС, с любого наиболее вероятного направления или точки взлета при различных скоростных режимах его движения, в том числе с максимальной скоростью. Основные факторы, затрудняющие обнаруже- ние БвС: l возможность полета на высокоманевренных режимах (например, "змейка") или "рваных" режимах (с периодическим зависанием или резким снижением скорости), с высокими перегрузками и полет на предельно малых высотах с использованием защитных свойств рельефа местности, а также в большом диа- пазоне возможных скоростей полета, способ- ность зависать в полете, маскируясь за пре- пятствием (в том числе за движущимся авто- транспортом, надводным судном); l широкое применение в конструкции БвС пла- стиковых и композиционных материалов, слабо отражающих электромагнитное излуче- ние, возможность использования специ- альных покрытий, снижающих заметность в видимом и инфракрасном диапазонах; l малые геометрические размеры; l меры по снижению (маскированию) акусти- ческого шума и теплового излучения двигате- лей и вычислительного блока; l использование для управления существую- щей инфраструктуры связи мобильных опе- раторов и точек доступа Wi-Fi; l использование принципов и алгоритмов скрытного управления, при которых сигнал от БвС к станции управления и обратно переда- ется направленно, в узком диапазоне, исполь- зуются нестандартные радиочастоты передачи данных; l возможность полета в режиме "радиомолча- ние", при котором полет происходит по полетной программе без связи с внешним пилотом (корректировка полетного задания осуществляется внешним пилотом по мере необходимости или автоматически по визу- альным ориентирам или радиомаякам), в ряде случаев использование автопилота возможно и для полета на малых и сверхма- лых высотах, для этого БвС могут оснащаться автономными системами навигации (гиро- скопической стабилизацией, технологией следования по визуальным ориентирам и другими), что значительно снижает их зави- симость от глобальных навигационных систем; l имитация гидрометеообразований и турбу- лентных неоднородностей атмосферы, ими- тация траектории движения птиц; l возможность установки на БвС устройств постановки маскирующих помех. в настоящее время широкий спектр разработ- чиков оснащают БвС системами предотвраще- ния столкновений с препятствиями. Кроме того, ведутся разработки систем автопилотирования (автопилот пятого поколения), способных управлять БвС на высокой скорости при полетах в незнакомом окружении, выбирая безопасный маршрут для маневрирования между множе- ством препятствий. Обнаружение беспилотных воздушных судов при помощи радиолокации Эффективность применения РЛС в качестве средства обнаружения БвС зависит от множе- ства параметров, таких как размер цели, высота ее полета, технических параметров самой РЛС, погоды, местности и др. в реальных условиях работы РЛС приходится учитывать также влияние рельефа местности и наличие сильно отражающих объектов вокруг РЛС. дополнительные отражения или радиопо- мехи на несущей частоте искажают диаграмму видимости РЛС, снижая дальность обнаруже- ния и точность определения местоположения цели. высота размещения также влияет на даль- ность обнаружения РЛС, по возможности их стараются размещать на господствующих высо- тах, что обеспечивает возможность не только увеличить зону просмотра, но и избежать зате- нения от объектов на местности. К недостаткам РЛС можно отнести ослабление радиоизлучения высокого частотного диапазона дождем, туманом или иными осадками. части- цы воды рассеивают и поглощают часть электро- магнитной энергии, излучаемой РЛС, что при- водит к уменьшению дальности обнаружения объектов. использование же низкочастотных РЛС (ниже дециметрового диапазона) не позво- ляет обнаружить настолько малые цели. Подвидом радиолокационных средств обна- ружения являются средства пассивной радио- локации, определяющие появления БвС по анализу изменений в независимо существую- щем радиоэфире. К их достоинствам можно отнести отсутствие демаскирующего излуче- ния, вместе с тем их зависимость от внешних источников излучения приводит к изменению их эффективности от объекта к объекту, а также необходимости срочной перестройки при прекращении вещания независимого источника. Обнаружение малых беспилотных воздушных судов радиотехническими средствами Радиочастотное обнаружение осуществляется путем обнаружения БвС по характерным радио- сигналам. БвС могут быть обнаружены радио- техническими средствами обнаружения (РТСО) путем приема и анализа сигналов радиолинии управления БвС, бортового радиолокационного высотомера, бортовой РЛС, излучателей помех и т.д. Преимуществом РТСО является то, что они поз- воляют выделять и идентифицировать БвС среди естественных объектов со схожими отра- жающими в оптическом и радиочастотном диа- пазонах характеристиками, прежде всего птиц. недостатки – РТСО могут с достаточной точ- ностью установить лишь общее направление (пеленг) на БвС, причем точность его опреде- ления повышается при увеличении времени наблюдения, дальность и высоту до цели РТСО определяют с существенными погрешностями [3]. Кроме того, РТСО не могут обнаружить БвС, выполняющие полетное задание в полностью автономном режиме. РТСО обладают важными преимуществами, такими как: l обнаружение и пеленгование радиоэлектрон- ных средств связи, излучающих в режиме "псевдослучайная перестройка" рабочей частоты; l точность пеленгования направления на источ- ники радиоизлучения от 0,5 до 1 град.; l точность определения местоположения источников радиоизлучения на расстоянии до 150 км, как правило в пределах от 50 до 150 м [3], при этом точность определения местоположения источника сигнала на прак- тике сильно снижается при неоптимальном расположении станций РТСО, их малом коли- честве, а также наличии сложных переотра- жений в зоне обнаружения, например, высо- ких построек. дальность обнаружения РТСО БвС зависит от мощности средств радиосвязи БвС, утечки сиг- налов бортового радиоэлектронного оборудо- вания, значений коэффициента усиления антенны БвС и чувствительности приемника средств РТСО [3]. необходимость ведения постоянного интенсив- ного обмена данными БвС с пультом управле- ния требует наличия одного или даже несколь- ких широкополосных каналов радиосвязи, для которых очень сложно обеспечить требуемую скрытность функционирования. в связи с этим высокоинтенсивное излучение средств радио- связи является основным демаскирующим при- знаком БвС, в том числе и малых БвС. РТСО обладают преимуществами перед други- ми методами в скорости обнаружения, что осо- бенно проявляется при запуске БвС с позиций вблизи объекта и преодолением периметра объекта на минимально возможной высоте в режиме телеуправления. БвС не всегда управляются по радиоканалу, маршрут их полета может быть запрограмми- рован через GPS (с использованием дискретных промежуточных точек пролета), инерциальных средств навигации и информации с систем тех- апрель – май 2023 www.secuteck.ru СПЕЦПРОЕКТ ТЕхничЕСКиЕ СРЕдСТва ПРОТивОдЕйСТвия БПЛа В ажным элементом в пресечении угрозы противоправного применения БВС является его своевременное обнаружение. Применение техниче- ских средств, работающих на различных физических принципах, поз- воляет значительно увеличить дальность обнаружения БВС и, соответ- ственно, парировать исходящую от него возможную угрозу

RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw