Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 45 Р азные виды беспилотных аппаратов тести- руют компании и регионы. недавно экспе- риментальные полеты беспилотников для доставки почты прошли на чукотке, а РЖд провело тестовое одновременное управление двумя "Ласточками" в общем потоке с другими электричками на МЦК в Москве. Подтверждением развития применения бес- пилотных систем является: l активное использование беспилотной авиа- ционной техники; l наличие решений по автономному судовож- дению; l беспилотная сельскохозяйственная техника; l беспилотная автомобильная техника; l решения в части использования дистан- ционно управляемых систем и решений, а также беспилотных систем в области кос- мических полетов; l отдельные решения в различных отраслях промышленности и экономики. вместе с тем в настоящее время ощущается заметный перевес именно в использовании беспилотных летательных аппаратов, а другие направления находятся в состоянии стагнации. Что мешает распространению беспилотных технологий? Причинами этого являются не технологические проблемы, наоборот уровень развития беспи- лотных средств и систем позволяет успешно решать подобные задачи. К числу проблем можно отнести следующее: 1. Отсутствие нормативного регулирования вопросов использования беспилотных средств. Регуляторная работа ведется, но для техноло- гий беспилотного управления транспортными средствами недостаточно просто разрешить их применение, необходимо отрегулировать вопросы безопасности использования, органи- зации движения в общей массе с пилотируе- мыми (управляемыми человеком) средствами, ответственности оператора. Этот вопрос не так уж прост, так как связан с обеспечением без- опасности жизнедеятельности людей. 2. наличие доступных каналов связи. Любая беспилотная технология требует нали- чия гарантированного канала связи "опера- тор – техническое средство". Стоимость данно- го канала в значительной мере влияет на сово- купную стоимость владения беспилотными средствами, а также сказывается на стоимости конечных результатов труда с применением такого рода оборудования (если рассматри- вать беспилотные средства как орудие труда). например, если беспилотный летательный аппарат действует в условиях гарантирован- ной работы оборудования сотовой связи, то организация канала связи "оператор – техни- ческое средство" не составит особых проблем. но если рассматривать варианты использова- ния на значительном удалении (значительные высоты; акватории, удаленные от берега; глу- бина нахождения аппарата), то для любого коммерческого предприятия встает вопрос экономической обоснованности затрат. 3. Широкое распространение бизнес-идей для успешного использования беспилотных средств. Здесь следует оговориться, что самих идей достаточное количество, но проблемы 1 и 2, указанные ранее, накладывают значительные ограничения на успешность реализации подобного рода проектов для бизнеса. Возможности для развития Преодолеть трудности на пути развития бес- пилотных систем помогут следующие дей- ствия: 1. Получение согласия бизнеса и общества на формирование особых условий применения беспилотных технологий. для каждого типа беспилотных средств, с уче- том среды их использования (воздух, вода, суша), а также отраслей применения (авиа- ция, автомобильная техника, судовождение, транспортировка грузов и пассажиров, сель- ское хозяйство), должны быть четко сформу- лированы ограничения, требования безопас- ности, порядок создания и эксплуатации объ- ектов, использующих беспилотные техноло- гии. 2. Развитие сетей связи общего пользования. Без развития опорной сети сотовой связи, внедрения новых протоколов передачи дан- ных и снижения себестоимости спутниковых каналов связи вопрос организации гарантиро- ванно качественного и дешевого канала связи "оператор – техническое средство" решить будет невозможно. Поэтому следует обратить внимание на этот аспект. в идеальном случае программы внедрения беспилотных систем в экономику и производственную деятель- ность и развитие сетей связи общего пользо- вания идут "рука об руку". 3. Применение элементов искусственного интеллекта. Как бы мы ни старались, но создание канала связи с 100%-ным качеством остается мифи- ческой задачей. Поэтому беспилотные систе- мы должны дополняться функциональными модулями запрограммированных действий на случай возникновения того или иного собы- тия, с учетом современных вызовов – скорее элементами искусственного интеллекта. Рассматривая такой подход, следует заметить, что для беспилотных систем потребуются сле- дующие технологии: l подсистема машинного зрения для органи- зации обработки устройством визуальной информации; l подсистема распознавания речи, например голосовых команд, для обработки устрой- ством аудиоинформации (команд опера- тора); l подсистема безопасности движения для выполнения установленных требований и директив по вопросам безопасности; l подсистема поддержки принятия решений для помощи оператору в управлении устройством; l подсистема отображения информации для визуализации принимаемой и обрабатывае- мой визуальной информации с камер и дат- чиков устройств; l подсистема прогнозирования движения для помощи оператору в управлении устрой- ством; l подсистема контроля пространственных и скоростных характеристик устройства; l подсистема сбора и нормализации данных; l подсистема администрирования комплекса технических средств в целом. Современные технологии движутся вперед. Беспилотные средства и системы направлены на облегчение производственных процессов, исключение человека из опасных производ- ственных цепочек, создание более высокого качества жизни и уровня производительно- сти. Успешное взаимодействие процессов развития технологий и нормативного регули- рования механизмов их использования при- ведет к эффективному решению задачи внед- рения беспилотных аппаратов, а снижение совокупной стоимости владения данными решениями повысит их привлекательность для бизнеса. n www.secuteck.ru апрель – май 2023 СПЕЦПРОЕКТ ТЕхничЕСКиЕ СРЕдСТва ПРОТивОдЕйСТвия БПЛа Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru Павел Босенко Начальник управления ИТ ФГУП "Росморпорт" Беспилотные и автономные средства Проблемы и решения Идея использования автономных или дистанционно управляемых устройств для решения различного рода хозяйственных задач существует уже довольно давно. На сегодняшний день данный процесс из идеи трансформировался в ряд успешных реализаций
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw