Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 57 М ы живем в эпоху сильной геополитиче- ской и социальной напряженности. И если в обычное время предусмотренные меры безопасности казались чем-то несуще- ственным, мол, никогда не пригодится – так и зачем запоминать, то сегодня информация о них носит совершенно иной характер. Уровни террористической опасности В целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористи- ческого акта и организации деятельности по противодействию его совершению могут уста- навливаться уровни террористической опасно- сти, предусматривающие принятие не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина дополнительных мер по обеспече- нию безопасности личности, общества и госу- дарства (ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О про- тиводействии терроризму"). Данные уровни объявляются, как правило, главами регионов (губернаторами) и действуют на территории целого субъекта РФ. Уровень террористической опасности устанав- ливается решением председателя антитеррори- стической комиссии в субъекте Российской Федерации. Важно отметить, что эти сведения обязательно подлежат обнародованию через средства массовой информации (посредством радио- и телевизионных каналов), чтобы жите- ли региона были в курсе, с чем связаны гло- бальные изменения мер безопасности, про- исходящие повсеместно. Изначальный предельный срок действия повышенного уровня опасности – не более 15 суток. Уровень террористической опасно- сти, установленный на отдельном участке тер- ритории Российской Федерации (субъекте), подлежит отмене, если в результате принятых мер устранена угроза террористической опас- ности. Могут устанавливаться следующие уровни тер- рористической опасности на отдельных участ- ках территории Российской Федерации (субъ- ектах): повышенный ("синий"), высокий ("жел- тый"), критический ("красный"). "Синий" уровень: к чему нужно быть готовым Повышенный, "синий" уровень устанавливается при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совер- шения террористического акта. Говоря простым языком, в любой момент может появиться информация о возможном готовящемся теракте на территории региона, но сведения могут быть неподтвержденными и неточными. В целях обеспечения безопасности граждан председа- тель антитеррористической комиссии в субъ- екте РФ может принять решение об установле- нии "синего" уровня и введении дополнитель- ных мер, направленных опять же на обеспече- ние безопасности населения. В табл. 1 указаны основные направления орга- низационно-управленческой работы, проводи- мой со стороны государства при установлении этого уровня. Что касается населения, то гражданам рекомен- дуется: 1. При нахождении на улице, в местах массо- вого пребывания людей, общественном транс- порте обращать внимание на: l внешний вид окружающих (одежда не соот- ветствует времени года либо создается впе- чатление, что под ней находится какой-то посторонний предмет); l странности в поведении окружающих (про- явление нервозности, напряженного состоя- ния, постоянное оглядывание по сторонам, неразборчивое бормотание, попытки избе- жать встречи с сотрудниками правоохрани- тельных органов); l брошенные автомобили, подозрительные предметы (мешки, сумки, рюкзаки, чемоданы, пакеты, в которых могут быть видны электри- ческие провода, электрические приборы и т.п.). 2. Обо всех подозрительных ситуациях неза- медлительно сообщать сотрудникам право- охранительных органов. 3. Оказывать содействие правоохранительным органам. 4. Относиться с пониманием и терпением к повы- шенному вниманию правоохранительных органов. 5. Не принимать от незнакомых людей свертки, коробки, сумки, рюкзаки, чемоданы и другие сомнительные предметы даже на временное хранение, а также для транспортировки. При обнаружении подозрительных предметов не приближаться к ним, не трогать, не вскрывать и не передвигать. 6. Разъяснить в семье пожилым людям и детям, что любой предмет, найденный на улице или в подъ- езде, может представлять опасность для их жизни. 7. Быть в курсе происходящих событий (следить за новостями по телевидению, радио, сети "Интернет"). "Желтый" уровень: к чему нужно быть готовым Высокий, "желтый" уровень устанавливается при подтверждении информации о готовящимся тер- акте. Безусловно, тот факт, что государство в лице органов безопасности владеет четкими сведения- ми о готовящимся теракте и потому вводит "жел- тый", высокий уровень опасности, вызовет у населения еще большую тревогу и напряжение. Однако в такой ситуации остается возможность предотвратить потенциальную беду – это лучше, чем бороться с ее последствиями. В табл. 2 указаны основные направления орга- низационно-управленческой работы, проводи- мой со стороны государства при установлении этого уровня. Крайне важно заметить, что все мероприятия и со стороны государства, и со стороны граждан при введении высокого, "желтого" уровня допол- няют все перечисленные ранее меры, предусмот- ренные при "синем", повышенном уровне. Наряду с действиями, осуществляемыми при установлении "синего" уровня террористиче- ской опасности, населению рекомендуется: www.secuteck.ru апрель – май 2023 Иван Тушко Специалист-эксперт в области обеспечения транспортной безопасности, магистр юриспруденции Таблица 1. Основные направления организационно-управленческой работы, проводимой со стороны государства при "синем" уровне террористической опасности Уровни транспортной безопасности и террористической опасности В статье рассматриваются уровни террористической опасности и уровни транспорт- ной безопасности и, самое главное, меры, которые предпринимаются при их уста- новлении. Главная цель этой публикации – раскрыть вопросы участия обычных граж- дан в системе мер безопасности государства и транспортного комплекса Направление противодействия Управленческое Оперативно-розыскное Профилактическое Проверяется информация о готовящимся теракте. Уточняются схема оповещения и порядок экстренной связи между различными структурами. Согласовываются планы развертывания сил и средств, совместных действий оперативных штабов, охраны оборонных объектов Усиливается контроль со стороны правоохранительных органов и проверяется сохранность взрывчатых веществ. Особое внимание уделяется пассажиропотокам. Отслеживается информация о новых людях, подозрительных предметах и т.д. Информирование населения о нарастании угрозы и усилении бдительности граждан. Проводятся дополнительные инструктажи на предприятиях и т.п.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw