Журнал "Системы Безопасности" № 2‘2023
К О М П Л Е К С Н А Я Б Е З О П А С Н О С Т Ь , П Е Р И М Е Т Р О В Ы Е С И С Т Е М Ы 59 шательства в деятельность транспортного комплекса; l уровень № 2 – степень защищенности транс- портного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупно- сти конкретных условий и факторов, создаю- щих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; l уровень № 3 – степень защищенности транс- портного комплекса от прямых угроз, заклю- чающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятель- ность транспортного комплекса. Важно знать, что уровень № 1 для всех объ- ектов транспорта действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности. Посколь- ку уровень № 1 является постоянно действую- щим, то для него разработана самая подробная и детальная система мер по обеспечению транс- портной безопасности по видам транспорта. К таким мерам относятся оснащение объектов техническими средствами, назначение ответ- ственных лиц, разработка организационно-рас- порядительных документов по безопасности, формирование либо привлечение аккредито- ванного подразделения по обеспечению транс- портной безопасности и многое другое. Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 2 и № 3 объявляются (устанавливаются) и отме- няются субъектами транспортной инфраструк- туры на основании: l решения руководителей образованных в соответствии с Указом Президента Россий- ской Федерации от 15.02.2006 г. № 116 федерального оперативного штаба, опера- тивных штабов в субъектах Российской Феде- рации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы соверше- ния носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса; l решения министра внутренних дел Россий- ской Федерации либо министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористи- ческий характер акта незаконного вмешатель- ства в деятельность транспортного комплекса. При этом уровни безопасности № 2 и № 3 могут объявляться (устанавливаться) как в отношении одного объекта, так и в отношении группы (двух и более) объектов транспортной инфраструктуры. Как было сказано чуть ранее, уровень № 1 является постоянно действующим и для него государством разработаны наиболее полные меры по обеспечению безопасности пассажи- ров. Однако уровни № 2 и № 3 также включают в себя специальные меры, нацеленные на устой- чивое и безопасное функционирование транс- портного комплекса. К таким мерам относятся увеличение численности работников подразде- ления транспортной безопасности и периодич- ности патрулирования в целях выявления нару- шителей, ограничение количества мест доступа на территорию объекта, запрет допуска на уста- новленные критические элементы объектов транспорта, проведение дополнительных меро- приятий по досмотру и пр. Таким образом, можно сделать вывод, что существующий порядок применения уровней безопасности на транспорте свидетельствует о возрастающей роли системы обеспечения безопасности пассажиров. Как соотносятся уровни террористической опасности и транспортной безопасности Законодательно уровни террористической опас- ности появились раньше (Федеральный закон № 35-ФЗ от 6 марта 2006 г.), чем уровни транс- портной безопасности (Федеральный закон № 16-ФЗ от 9 февраля 2007 г.). Они представ- ляют собой две независимые самостоятельные системы мер по обеспечению безопасности населения. Одно из главных различий заключается в том, что комплекс мер на транспорте реализуется постоянно, вне зависимости от наличия/отсут- ствия угрозы. Уровни "синий", "желтый" и "крас- ный" все-таки вводятся при наступлении угрозы жизни и здоровью граждан. Эти две системы мер различаются и охватом местности, поскольку уровень террористиче- ской опасности вводится в целом регионе – субъекте РФ. Повышение уровня транспортной безопасности до № 2 и № 3 действует лишь локально на территории объекта транспорта (например, на автовокзале). Определенная взаимосвязь все же прослежива- ется, поскольку введение дополнительных мер при "синем", "желтом" и "красном" уровнях опасности затронет важнейшие объекты жизне- обеспечения, к которым, конечно же, относится транспорт. Поэтому условно установление "синего" уровня террористической опасности на территории области, края или республики при- ведет к повышению уровня транспортной без- опасности до № 2 или № 3 на всех объектах транспорта этого региона. Объединяет же эти системы мер срок их дей- ствия – не более 15 суток, с той лишь поправ- кой, что информация о введении уровня терро- ристической опасности подлежит официально- му обнародованию через СМИ. То есть глава региона обязан донести эту информацию до населения, а вот руководитель транспортного предприятия свое решение о повышении уров- ня транспортной безопасности до № 2 и № 3 обосновывать и объявлять населению совсем не обязан. Сохранение безопасности – путь к миру Комплексы мер, учитывающие уровни террори- стической опасности и уровни транспортной безопасности, приобретают особую ценность в настоящее время. На протяжении 2021–2022 гг. в СМИ уже неоднократно появлялась информа- ция о введении "синего" уровня террористиче- ской опасности на территории различных субъ- ектов РФ. Вместе с тем на многих категориро- ванных транспортных объектах был повышен уровень транспортной безопасности до № 2, невзирая на то, был ли объявлен в регионе "синий" уровень опасности или нет. В первую очередь это коснулось многих железнодорож- ных объектов на территории страны, которые, как известно, обладают централизованным управлением. Опираясь на данные системы мер, можно гово- рить, что вот уже более 15 лет проводится работа по обеспечению безопасности населе- ния, в том числе при нахождении граждан на объектах транспорта. Этому направлению все- гда уделялось значительное внимание, под- крепленное большим объемом финансирова- ния и изменением многих технологических про- цессов, когда комфорт человека имел меньшее значение, чем обеспечение его безопасности. Возможно, настала пора оценить, насколько этот путь был верным и оправданным. n www.secuteck.ru апрель – май 2023 Оснащение объектов дорожного хозяйства средствами видеонаблюдения Проведение досмотра на автовокзале Ваше мнение и вопросы по статье направляйте на ss @groteck.ru
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy Mzk4NzYw